Меню
Версия для слабовидящих

Программа

дополнительная общеразвивающая

для детей

от 1 года до 7 лет

Детский центр «Аистёнок»

ИП Степанова Евгения Леонидовна

г. Орехово-Зуево

на 2021-2026 гг.

СОДЕРЖАНИЕ:

Обязательная часть.

1.Пояснительная записка.
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
1.2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации дополнительной общеразвивающей программы для детей.
1.3. Цели и задачи деятельности ДЦ «Аистёнок» по реализации дополнительной программы дошкольного образования.
1.4. Особенности осуществления образовательного процесса (национальные, культурные, демографические).
1.5. Принципы и подходы к формированию программы.

2. Организация режима пребывания детей в ДЦ «Аистёнок».

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению дополнительной общеразвивающей программы.

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа ДЦ «Аистёнок» ИП Степанова Е.Л., осуществляющей деятельность в г.Орехово-Зуево, ул. Якова Флиера 7, разработана в соответствии с:
- Федеральным законом « Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ);
- Федеральный закон « О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99 – ФЗ (ред. от 02.07.2013) с учётом Постановления Правительства РФ № 966 « О лицензировании образовательной деятельности» от28.10.2013
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13»

Дополнительная общеразвивающая программа ДЦ «Аистёнок» ИП Степанова Е.Л., осуществляющей деятельность в г. Орехово-Зуево, разработана с учетом возрастных особенностей детей, с учётом потребности населения в дополнительных услугах по развитию детей дошкольного возраста.

В ДЦ «Аистёнок» принимаются дети с 1,6 до 7 лет.
В зависимости от возраста и имеющихся навыков, детям предлагаются услуги по следующим видам деятельности:
- Развивающие игры и музыкальные занятия (для детей с 1,6 до 3 лет)
- Логика – курс для начинающих обучение детей (с 3 – 6 лет)
- Обучение чтению (с 3 – 7 лет)
- Скорочтение, письмо и окружающий мир (с 3 – 7 лет)
- Математика и логика (с 3 – 7 лет)
- Подготовка к школе: чтение и письмо, окружающий мир (с 6 – 7 лет)
- Подготовка к школе: математика и логика (с 6 – 7 лет)
- Английский язык (с 3 – 7 лет)
- Логопед (с 3 – 7 лет)
- Живопись (с 4 – 7 лет)
- Нейроритмика ( с 4 – 7 лет)

Количество воспитанников: 100 воспитанников

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения.
Количество детей в группе: 7 - 8 человек.

1.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.


Возрастные особенности детей от 1,6 до 2 лет

На втором году жизни ребенка быстрыми темпами продолжается его физическое и психическое развитие. Масса тела двухлетнего ребенка в среднем достигает 12-12,7 кг, рост – 85-86 см. К концу второго года у него насчитывается уже 20 молочных зубов. Ребенок становится физически более крепким, подвижным. Овладение навыком прямохождения является предпосылкой возникновения более сложных видов основных движений, что меняет возможности детей по отношению к окружающему миру, а следовательно, оказывает существенное влияние на развитие их центральной нервной системы.
Общение ребенка со взрослым, сохраняя эмоциональную насыщенность, становится более содержательным. Общаясь с детьми в быту, на прогулке, на занятиях, в играх взрослый воспитывает и обучает их, формируя такие важнейшие виды деятельности, как предметная, игровая. В процессе формирования этих и других видов деятельности происходит расширение ориентировки в окружающей действительности, обогащение сенсорного опыта, развитие мышления, речи. Развиваются такие психические процессы, как внимание, память, закладываются основы воображения; эмоции ребёнка становятся богаче.
Закладываются основы нравственного поведения в результате освоения ребенком способов и средств общения, принятых в обществе. Дети овладевают также разнообразными действиями с предметами бытового назначения ( посуда, одежда, мебель и т.п.), игрушками, дидактическими материалами, усваивая их функциональное, т.е. принятое в обществе, назначение. Действуя с предметами, они уже могут достаточно хорошо ориентироваться в таких свойствах, например, как форма, величина, подвижность, избирательно относиться к цвету предметов, их весу, озвученности и т.п.
На протяжении всего второго года происходят существенные перестройки в характере предметной деятельности – ведущего вида деятельности в этот период жизни ребёнка. Действия с предметами становятся не только направленными непосредственно на предмет (взятие, перенос и т.д.), но и совершаются с помощью предмета. Они используются как средство достижения определённой цели (одеялом ребёнок укрывает куклу, из кубиков строит и т.д.) в том числе и как орудия (ложкой ест, палочкой придвигает игрушку и т.д.).
Под влиянием накопленного опыта предметной деятельности, а также общения со взрослым, наблюдений за окружающим на втором году жизни возникает сюжетно-отобразительная игра, в которой ребенок отражает простейшие жизненные ситуации.
В процессе предметной деятельности, осуществляемой в быту, на занятиях, а также в игре, происходит активное формирование наглядно-действенного мышления ребёнка. Развитие предметной деятельности происходит одновременно с усвоением речи, что обеспечивает обобщение предметной деятельности в слове и дальнейшее формирование мышления, которое проходит в своём развитии ряд этапов.
Овладение речевыми умениями в этот период жизни ребёнка имеет особое значение и для всего последующего периода детства.
В возрасте от 1г. до 1г.6 мес. наиболее интенсивно развивается понимание речи, совершенствуется возможность речевого подражания, усложняется лепет, расширяется активный словарь, достигая к полутора годам 30-40 слов и более.
В возрасте от 1г.6 мес. До 2 лет идет активное развитие речи. К двум годам активный словарь ребёнка достигает 200-300 слов. В речи появляются формы множественного числа и ряд падежей существительных , повелительное наклонение, прошедшее и будущее времена глаголов. Ребёнок начинает правильно произносить наиболее лёгкие согласные звуки.
Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации поведения ребёнка, развития его познавательной активности и самостоятельности, которая проявляется в игре, в различных видах занятий, в быту.
Дети второго года жизни получают значительный объём знаний и умений на занятиях, проводимых в игровой форме. Знания, которыми они овладевают, носят преимущественно практический характер.
Ребёнок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово. Дети по-разному реагируют на музыку плясового и покойного характера. У них появляются простейшие певческие интонации, они подпевают взрослому. Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляется элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку. Развивается отзывчивость на ритм, интонации и напевность стихов и потешек.
Под влиянием обучающих и воспитательных воздействий к концу второго года жизни ребёнок усваивает некоторые правила поведения: начинает действовать в соответствии с просьбами взрослого, выполняет его поручения, по собственной инициативе обращается ко взрослому. Появляются простейшие взаимоотношения с другими детьми: ребёнок проявляет интерес к своим сверстникам, к их деятельности, подражает им, стремится играть рядом, делает попытки включиться в игровые действия других детей.
На втором году жизни у детей отмечаются значительные различия в темпе развития и характере, поэтому в процессе воспитания и обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Достижения в физическом и психическом развитии детей на втором году жизни являются фундаментом для осуществления дальнейшей воспитательной работы и обучения их в дошкольном возрасте.


Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет

Интенсивный темп физического развития , характерный для первых двух лет жизни детей, на третьем году замедляется. В среднем за год масса тела возрастает на 2,0 кг; рост увеличивается на 7-8 см. К трём годам масса тела ребёнка достигает 14,8 – 15 кг, рост - 95 -96 см, окружность грудной клетки 52,0 см. Ребёнок становится более самостоятельным , движения его более координированными. Дети уже могут сдерживать свои желания и действия, но на короткое время; они быстро утомляются от однообразных движений, легко возбуждаются.
Третий год – очень важный этап в жизни ребёнка. В этот период происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности ребёнка, имеющего собственные желания и намерения, которые могут и не совпадать в намерениями взрослого. Этот перелом обнаруживается в появлении , с одной стороны, ярко выраженного стремления к самостоятельности, а с другой – желания быть похожим на взрослых, подражать им. Если взрослые не обращают внимания на возросшие возможности ребёнка, излишней опекой стесняют его инициативу, это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желания делать всё наперекор требованиям взрослого.
В сюжетно-отобразительной игре ребёнок, подражая действиям взрослых, начинает использовать замещение реальных предметов игрушками и другими предметами-заместителями (гладит платье кубиком, кормит куколку палочкой и т.п.). Ребёнок отражает в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых. Возникают первые ролевые игры, в которых ребёнок берёт на себя определённую роль (мамы, шофёра и др.).
Изменения происходят и в овладении рисованием, лепкой, конструированием, закладываются предпосылки перехода к продуктивным видам деятельности. Черкание карандашом по бумаге, усвоенное ребёнком ещё до 2 лет, начинает приобретать определённый смысл. Ребёнок узнаёт в каракулях знакомые образы, позже пытается изобразить известные ему предметы. Появляется собственно изобразительная функция рисования. В очертаниях линий, форм, цветных пятнах ребёнок начинает видеть образы, явления действительности.
Начинают формироваться разные виды музыкальной деятельности. Дети заинтересованно слушают песни с близкими им образами, эмоционально воспринимают их. Повышается слуховая чувствительность, дети различают звуки по высоте, по тембру. Появляются певческие интонации и элементарная ритмичность в движениях под музыку.
Умение в игре одни предметы заменить другими, изображать действия взрослых, видеть в линиях на бумаге и постройке из кубиков обозначение реальный вещей свидетельствуют о большом продвижении в умственном развитии, возникновении предпосылок понимания символов (букв, цифр). Ребёнок приобретает возможность действовать не только в практическом плане, но и в уме.
В процессе общения, предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности происходит дальнейшее развитие психических процессов ребёнка – восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.
Продолжается сенсорное развитие ребёнка, которое происходит благодаря специальным занятиям и в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами. Ребёнок учится соотносить свойства одних предметов со свойствами других, выделять в них общее. Он учитывает свойства предметов и их положение в пространстве, действуя с ними, пытаясь изобразить их доступными средствами.
На третьем году жизни внимание детей ещё неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которой они занимаются, становится более длительным. Совершенствуются процессы запоминания и припоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.
Ребёнок под влиянием объяснений и на основании своего опыта научается сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними. У него возникают элементарные суждения об окружающем. Свои действия дети сопровождают высказываниями, начинают задавать вопросы («Что это?», «Когда?», «Где?», «Зачем?»).
Быстро увеличивается словарный запас, происходит дальнейшее овладение грамматическим строем речи (появляются новые падежные окончания, союзы, предлоги, будущее время глагола, чаще используются прилагательные). Ребёнок начинает замечать в чужой речи неправильности произнесения слов.
Дети начинают понимать не только смысл отдельных высказываний взрослого, относящихся к непосредственно воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в поле зрения, воспринимать рассказывание сказок, чтение небольших стихотворений, потешек, показ иллюстраций.
Слово воспитателя становится важным средством управления поведением ребёнка. И собственная речь ребёнка, являясь средством общения со взрослым и сверстниками, начинает регулировать его поведение, приобретая, планирующую функцию по отношению к выполнению стоящей перед ним задачи.
Чувства детей на третьем году разнообразны, но неустойчивы, быстро сменяют друг друга. Разнообразнее становятся чувства по отношению к окружающим людям. Начинают проявляться привязанность, сочувствие, симпатия и чувства, связанные с выполнением деятельности: удовольствие от достигнутого результата, огорчение при неудаче, радость от того, что похвалили за поступок.

Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.
3-4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.
В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.
У нормально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.
Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5-7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух-трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре.Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул - машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка -носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности - игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения.
Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь.


Возрастные особенности детей от 4 до 5

4-5-летними детьми социальные нормы и правила поведения все еще не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему.
4-5-летние дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»). Проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. В игре ребята называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. В процессе игры роли могут меняться.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.
К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).
В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом).
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.).Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.


Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В целомребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
В основепроизвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства).
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события -рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием, весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают этолибо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство - слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать тольконаглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта, однако, оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова.


1.2 Приоритетные направления деятельности Детского центра «Аистёнок» по реализации дополнительной общеразвивающей программы для детей от 1 года дошкольного возраста.
1. ДЦ «Аистёнок» осуществляет 3 приоритетных направления:
1.1.Физкультурно-спортивное направление;
1.2.Художественно-эстетическое направление;
1.3.Познавательно-речевое направление.



ДЦ «Аистёнок» создает условия для охраны и укрепления здоровья и физического развития детей.

Физкультурно-спортивное направление детей осуществляется через:

- создание предметно-пространственной среды, способствующей охране и укреплению здоровья ребенка, обеспечивающей безопасность его пребывания в ДЦ.
- Физическое развитие детей осуществляется через организацию для детей занятий по нейроритмике, включающих в себя ОФП детей.

Художественно-эстетическое направление осуществляется через:

- создание предметно-пространственной среды, способствующей художественно-эстетическому развитию детей;
- художественно-эстетическое развитие осуществляется через организацию для детей курсов-занятий по изобразительной деятельности, музыкальных занятий и занятий по хореографии.

Познавательно-речевое развитие детей осуществляется через:

- создание предметной среды для развития познавательной активности детей;
- использование современных проектных технологий ( Педагогическая системы и образовательные технологии Н. А. Зайцева) и организацию курсов-занятий по обучению детей счёту, письму, чтению, английскому языку.



1.3 Цели и задачи деятельности ДДЦ «Аистёнок» по реализации дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования.

Цель деятельности ДЦ «Аистёнок» по реализации дополнительной общеразвивающей программы: формирование у детей общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи:
· Создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.
· Создание условий для формирования у детей общей культуры, развития физических, интеллектуальных, личностных качеств и формирования предпосылок для учебной деятельности.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов, через обучение современным образовательным технологиям Н.А.Зайцева.
·Создание единого образовательного пространства ДЦ «Аистёнок» и семьи.

1.4 Особенности осуществления образовательного процесса
(национальные, культурные, демографические)

Дошкольное учреждение посещают дети разных национальностей: татары, русские, узбеки и другие. Образовательный процесс строится на основе принципа толерантности, обеспечивается индивидуальный подход и коррекционная помощь по результатам педагогической и психологической диагностики.
Программа разработана с учетом современных требований к осуществлению взаимодействия ДЦ «Аистёнок» с семьей: родители воспитанников являются социальными партнерами и активными участниками образовательного процесса. В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей , оценки речевых нарушений, системы психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности.
1.5 Принципы и подходы к формированию программы.
Программа сформирована в соответствии спринципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Данная цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка:
а) Личностно ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача ДЦ «Аистёнок» – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип непрерывности развития личности. Подразумевает наличие последовательной цепи воспитательно - образовательных задач на всем протяжении образования.
Принцип преемственности. Предполагает непрерывность воспитательно-образовательных задач, единой системы целей и содержания образования на различных этапах и формах обучения.
б) Культурно ориентированные принципы:
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Дополнительная общеразвивающая программа в ДЦ «Аистёнок» основана на основных дидактических принципах, один из которых: «От простого к сложному».
ДЦ «Аистёнок» предлагает ряд курсов, взаимосвязанных между собой.
Программа занятий построена так, что при освоении каждого курса ребёнок получает умения и навыки, которые требуются на следующих курсах, где предусмотрено постепенное усложнение.
Последовательность курсов:
  1. Развивающие игры и музыкальные занятия для детей от 1года до 3-х
  2. Логика для начинающих обучение
  3. Обучение чтению
  4. Скорочтение, письмо и окружающий мир
  5. Математика и логика
  6. Подготовка к школе
Условно курсы можно сравнить с уровнями сложности.
Курсы «Скорочтение, письмо и окружающий мир», «Математика и логика» - являются базовыми для курса «Подготовка к школе».
Ребёнку после «Обучения чтению», освоившему чтение слов, трудно будет сразу заниматься на курсе «подготовка к школе», точно так же, как первокласснику учиться в четвёртом классе.
Из опыта работы:
Ребёнок научился читать в 4 года в ДДЦ «Аистёнок». Курсы «Скорочтения, письма и окружающего мир», «Математики и логики» не посещал. В 6 лет он начинает заниматься на курсе «Подготовка к школе», и обнаруживается, что те же дети, что учились вместе с ним когда-то читать в 4 года, но продолжавшие заниматься без перерыва на курсах «Скорочтение, письмо и окружающий мир», «Математика и логика», ушли далеко вперёд по знаниям и навыкам.

Рекомендуем родителям, начинать обучение своих ребятишек накурсах «Скорочтения, письма и окружающего мира», «Математики и логики», с возможным чередованием, не позднее, чем за 2 года до курса «Подготовка к школе». Таким образом, 3 года систематической посещаемости курсов, где задания предлагаются детям в определённом порядке, с постепенным усложнением, с перерывами на каникулы, позволяют ребёнку положительно проявить себя при вступительном тестировании в школу.
Временной фактор крайне важен.
Важно понимать, что для формирования стройности мыслительных процессов необходимо время. Не понимая этого, родитель, сравнивая своего ребёнка с другими детьми, лишь требует с него результата, который он дать не в силах. Чтобы снять плоды с яблони осенью, необходимо удобрять и ухаживать за ней определённое количество времени.

Для наиболее эффективного обучения родителям советуем:
  • Систематически посещать занятия (без пропусков и перерывов), что позволяет выработать у детей «привычку и потребность учиться»,благодаря которой, они с лёгкостью получают знания в дальнейшей жизни. Регулярные занятия позволяют сформировать трудолюбие и терпение, а для этого требуется время;
  • Последовательность – освоив курсы для начинающих, продолжать обучение на следующих курсах;
  • Не предъявлять завышенных требований к ребёнку;
  • Не сравнивать успеваемость ребёнка с другими. Все дети разные. Вызревание в каждом происходит индивидуально. Есть дети, которые «медленно запрягают», но, усвоив материал, его не забывают.

Некоторые родители приводят ребёнка за 2-3 месяца до вступительных экзаменов в школу и хотят получить превосходный результат за кротчайший срок, это трудно в первую очередь для самого ребёнка. Родители сердятся, ведь они слышали, отличные отзывы о выпускниках «Аистёнка». Невозможно за два-три месяца успеть сделать то, что другие усваивают за 2-3 года. Ведь все знания и навыки, что показывают выпускники «Аистёнка», это результат, который формируется и накапливается в ходе систематических занятий в течение 3-4 лет.
При поэтапном обучении, при регулярном посещении, развитие ребёнка происходит гармонично, без рывков и надломов, с удовольствием и с желанием!

2.Организация режима пребывания детей в ДЦ «Аистёнок»
В ДЦ существует определенный режим занятий-курсов, он постоянен для детей той или иной возрастной группы в течение года.
Занятия по любому из предлагаемых курсов в ДЦ «Аистёнок» проходят два раза в неделю по графику:среда, пятница или вторник, четверг.
Длительность занятия по 50 минут и 10 минут беседа преподавателя с родителями.
В течение месяца ребенок проходит обучение на 8 занятиях по выбранному родителями курсу. Возможно посещение детьми 2-х или 3-хкурсов в день.
Если родители выбирают для ребёнка 2 или 3 курса, то очерёдность курсов занятий распределяется с чередованием разных видов деятельности, обеспечивающих полное функциональное восстановление организма ребёнка, с учётом активных и пассивных периодов.
Группы формируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, с учётом навыков ребёнка, с учетом личностно-ориентированного подхода к организации различных видов деятельности.
Начало занятий:
во второй половине дня – в 15, 16, 17, 18 часов.
В ДЦ «Аистёнок» создано единое образовательное пространство, где педагоги и родители являются партнерами в воспитании и обучении детей.
3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми курсов-занятий 3-х приоритетных направлений.

3.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми общеразвивающего физкультурно-спортивного направления.


КУРС: НЕЙРОРИТМИКА

Актуальность.
В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия нейроритмикой становятся особенно актуальными. Нейроритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, разрядки умственного и психического напряжения. В процессе обучения дети учатся культуре поведения и общения. У них формируется чувство партнера, коллективизма и взаимосвязи друг с другом.
Педагогическая целесообразность.
Занятия нейроритмикой положительно влияют на развитие мышления детей, произвольного внимания, на развитие памяти. В процессе занятий дети получают возможность проявить активность в действиях, у них формируется положительно – волевые качества личности, развивается сила, выносливость.
Давно известно, что речевая функция имеет тесную связь с общей двигательной системой организма. Именно по этой причине нейроритмика обладает высокой эффективностью.
Нейроритмика – это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала. Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения для развития ритмической работы мозга у дошкольника, работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое.
Один из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера, это помогает достигать наилучших результатов.
Благодаря нейроритмике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, улучшается память, внимание, мышление.

Цели:
Задачи курса:
  • Отпимизация интеллектуальных процессов;
  • развитие музыкальности и чувства ритма;
  • развитие координации;
  • работа над вниманием, памятью, мыщлением;
  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанниковпотребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.



Связь с другими общеразвивающими направлениями.
Задачи:
- развитие коммуникативного свободного общениясо взрослыми идетьми в части необходимости двигательнойактивности и физическогосовершенствования; игровое общение;
- для успешной социализации приобщение к ценностям физической культуры; формированиепервичных представлений о себе, собственныхдвигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарнымобщепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослымив совместной двигательной активности;
- развитие музыкально-ритмической деятельности, выразительности движений, двигательного творчества на основе физическихкачеств и основных движений детей, развития представлений и воображения для освоениядвигательных эталонов , моторики;
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе двигательных навыков.
Возраст: от 3 до 7 лет
Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут занятие и 10 минут беседа преподавателя с родителями, с разбивкой по дням недели: среда, пятница или вторник, четверг.
Начало занятий: во второй половине дня: в 16, 17, 18, 19 часов
Продолжительность курса: минимум 8 занятий.
Количество детей в группе: 7- 8 человек, возможны индивидуальные занятия.
Результат занятий:
  • физическое развитие
  • развитие координации движений
  • формирование правильной осанки, растяжки и гибкости тела
  • возможность самовыражения в танце
  • преодоление застенчивости, зажатости, стеснительности
  • формирование терпения и выносливости
  • умение красиво двигаться
  • дети не боятся публичных выступлений

Программное обеспечение
Перечень программ и технологий:
1.«Будь здоров, дошкольник» Т.Э. Токаева.- Пермь,2004.
2.Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2000.
3.Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – М.: Просвещение, 2003.
4.Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.
5.Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: Линка-пресс, 2000.
6.Как воспитать здорового ребенка. Алямовская В. Г. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993.
7.Воспитание здорового ребенка. Маханева М. Д. — М.: Аркти, 1997.
8.Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Кочеткова Л. В. — М.: МДО, 1999.
9.Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / под ред. Т. С. Яковлевой. — М.: Школьная пресса, 2006.
10. Растем здоровыми. Кочеткова Л. В. — М.: Просвещение, 2002.
11. Развивающая педагогика оздоровления. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. — М.: Линка-Пресс, 2000.
3.2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми общеразвивающего художественно-эстетического направления.

Для художественно-эстетического развития детей ДЦ «Аистёнок» предлагает ряд последовательных курсов:
-«Живопись»;
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.0
Задачи:
· развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественные конструирование и труд);
· развитие детского творчества;
· приобщение к изобразительному искусству.

Связь с другими общеразвивающими направлениями.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики (физическое развитие);
- воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (здоровье);
- формирование коммуникативных навыков, развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений (познавательно-речевое развитие);
- формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» (социализация);
- использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства (музыкальное развитие);
- формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам (трудовая деятельность);
- использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса (чтение художественной литературы);
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности (безопасность).
Актуальность:
Рисование содействует эстетическому восприятию и освоению действительности, обогащает эмоциональную сферу детей, улучшает зрительные процессы, развивает точность движений руки. Выполнение творческих заданий по изобразительному искусству положительно связано с развитием интеллектуально- творческих способностей детей.
Художественная составляющая изодеятельности играет важную роль в формировании личности. Она включает знания и умения в эстетической и художественно-изобразительной деятельности.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Изобразительная деятельность создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменять мир. Формирование такой личности является результатом участия ребенка в творческом процессе. Не упускается в программе рождение интереса у обучающихся, мотива, развитие творческих способностей, через придумывание и реализацию замыслов, от мысли к воплощению (воображение). Согласно мнению психологов, рисование наиболее активно изменяет и перестраивает психику человека, задействует многие компоненты психических процессов. Творческий процесс обеспечивает ребенку постоянный тренинг эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов.
Педагогическая целесообразность:
Модернизация современного образования ориентирует на «реализацию компетентностного подхода», на «формирование базовых универсальных компетентностей, обеспечивающих готовность детей использовать знания, умения и способы деятельности для самообразования и решения практических жизненных задач. Поэтому в программу включен логико-информационный подход к обучению, который актуализирует роль знаний и умений для развития интеллектуально-познавательных способностей обучающихся.
Художественные приемы вместе с мыслительными помогают полнее и образнее представить жизненную или научную мысль. Информационные возможности изобразительного искусства оказываются незаменимо полезными, когда требуется что-то разъяснить, систематизировать.
Центральная идея - знания обусловлены смысловым содержанием.

Основной целью курса является:
• формирование положительного отношения к изобразительному искусству, формирование желания творить и создавать своими руками;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие интеллектуальных способностей ребёнка, развитие образного и пространственного мышления, развитие речи и творческих, изобразительных способностей.
Задачи курса:
• знакомство детей с различной техникой изобразительного искусства: рисование (рисуем пальчиками, карандашами, акварелью, гуашью), аппликация, оригами, лепка (объемная, в плоскости);
• создание бумажных скульптур – трёхмерных (объемных) форм из картона;
• дизайн;
• декорирование предметов;
• знакомство с понятием – витража, мозаики из цветных камней, стекол или других материалов;
• знакомство с изонитью – создание декоративных игрушек из природного материала;
• знакомство с кистевой росписью, таких как: Обвинская, Хохломская, Городецкая,Гжельская, Тагильская, Дымковская игрушка, Филимоновская, Полхов, Майдан;
• роспись предметов быта из дерева и папье-маше.
Возраст: от 3 до 7 лет
Занятия проходят 2 раза в неделю по 60 минут занятие и 5 минут беседа преподавателя с родителями, с разбивкой по дням недели: понедельник, среда, пятница или вторник, четверг, суббота
Начало занятий: во второй половине дня в 16:00
Продолжительность курса: полный курс – 12 месяцев
Количество детей в группе: 7- 8 человек
Результат занятий:
·Развивается мелкая моторика рук, благодаря рисованию красками, правильному
держанию карандаша, кисти; пальчиковым играм.
·Развивается образное мышление.
·Ребёнок получает навыки взаимодействия в группе, привыкает заниматься в группе детей, эмоционально раскрепощается.
·Ребёнок самостоятельно выбирает и применяет художественные материалы в работе.
·Формируется положительное отношение к изобразительному искусству.

3.3 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми общеразвивающего познавательно-речевого направления.

Современное общество стремительно осваивает новые технологии и коммуникации. ДЦ «Аистёнок», как часть социума, представляет собой систему, отражающую социальный заказ и тенденции его развития. Актуальным становится применение информационно-коммуникативных технологий в работе в образовательном процессе.
В ДЦ «Аистёнок» используются технологии Н.А. Зайцева по обучению письму, чтению, счету, английскому языку.
Общеразвивающее познавательно-речевое направление представлено в ДЦ «Аистенок» рядом последовательных курсов-занятий для детей:
- Развивающие игры и музыкальные занятия для детей от1,6 до 3 лет;
- Логика – курс для начинающих обучение (с 3 до 6 лет);
- Обучение чтению (с 4 до 7 лет);
- Скорочтение, письмо и окружающий мир ( с 4 до 7 лет);
- Математика и логика (с 4 до 7 лет);
- Подготовка к школе: скорочтение, письмо и окружающий мир (с 6 до 7 лет);
- Подготовка к школе: логика и математика (с 6 до 7 лет);
- Английский язык (с 3 до 7 лет).

Педагогические технологии по раннему обучению письму, чтению, счёту

Николая Александровича Зайцева


Дидактические задачи по обучению письму, чтению, счёту решаются с помощью адекватных частнопредметных технологий обучения, целостность которых обеспечивается системностью научного содержания учебного предмета, а также выполнением в учебно-воспитательном процессе критериев технологичности.
Частнопредметные технологии могут быть как обособленными, самостоятельными, так и встроенными в общеобразовательную программу, иметь общую с ней концептуальную часть.

А.Эйнштейн писал: «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием».

Зайцев Николай Александрович – педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых подходах по обучению грамоте и обеспечивающих высокую результативность.
Комплекс оригинальных методических приёмов, разработанных за 30 лет целенаправленной творческой деятельности Н.А. Зайцева, базируются на исследованиях классиков отечественной науки о человеке – И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева и др.
Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребёнка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А. Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребёнка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.
Само по себе абстрактно-логическое, речевое отражение мира представляет только определённую часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего использования именно этих возможностей, по мнению Н.А. Зайцева, приводит не к опережению в развитии целостной личности, а к замедлению его. Например, Зайцев Н.А. говорит, что «термином нужно заканчивать, а не начинать объяснение. Сначала наглядный пример, способ действий, а потом уже название этого действия - термин».
Методики Н.А. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально – адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психического развития.


Классификационные параметры технологии


По уровню применения: частнопредметная.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, моно-технология.
По типу управления: система малых групп+ дифференциация+ «репетитор».
По организационным формам: классно-урочная, + дифференцированная+ индивидуальная.
По подходу к ребёнку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: наглядная, объяснительно – иллюстративная+игровая.
По направлению модернизации: альтернативная + природосообразная, здоровьесберегающая.
По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации


- Научить ребёнка писать, читать, считать в пределах ста к пяти годам.

Концептуальные положения


-Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому.
-Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа.
-Соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складовых песенок – попевок)
-Путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками, письма по таблице указкой к чтению).
-Использование всех видов памяти: звуковой, слуховой, цветовой, объёмной, моторной, кинестетической.
-Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность.
-Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.

Охрана здоровья,

развитие психических характеристик учащихся

Характерной чертой, отмечается учёными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений, зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы. Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

Зрение и осанка часто даже улучшаются.

Раннее обучение письму, чтению, счёту по методикам Н. Зайцева – надёжнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто. Определяются как талантливые, черезвычайно способные к обучению дети – «быстрые», так и «медленные», требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше шансов их выправить.

Особенности содержания и методики

Теоретические и дидактические принципы, способы работы подробно излагаются в методических руководствах к пособиям Н.А. Зайцева, выдержаны в единой идеологии, содержат массу упражнений, игр, приёмов, практического материала, необходимого педагогам.
В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов:

1.От общего к частному и от частного к общему.
2.От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
3.Обеспечение наглядности ( не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
4.Системная подача материала.
5.Алгоритмизация учебных действий.
6.Учёт физиологии восприятия учебной информации.
7.Охрана здоровья учащихся.

Таблицы – тренажёры, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребёнка формируется точный образ представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребёнком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые учебные навыки.

Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц пособий по обучению письму, чтению, счёту на стенах учебных помещений (групп, комнат для занятий). Система таблиц создаёт информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на неё, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.

Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 56 картонных кубиков, шесть листов таблиц и методическое руководство.
Кубики различаются:
-по 5 цветовым признакам ( цвет, сочетание цветов, одно-буквенные склады с буквами трёх цветов);
-по объёму;
-по звучанию наполнителя («звучащие кубики Зайцева»);
-по вибрации наполнителя;
-по весу;
-по сочетаниям признаков.
По Зайцеву, склад – «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаком Ь и Ъ. Склад – удобно произносимая единица, осуществляемая на одном выдохе.
Склады распределяются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твёрдости и мягкости.
Весь «складовой запас» ювелирно разложен по полочкам- и на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Каждому кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. После кубиков ребята бегут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания. В поисках одного они успевают запомнить десятки. Блестящая систематизация позволяет очень быстро усваивать принципы подобия, алгоритмы поиска, алгоритмы письма и чтения.

Последовательность тематики:

1.Твоё имя.
2.Твои близкие.
3.Слово по выбору.
4.Что любим кушать.
5.Обед.
6.Магазин.
7.Зоопарк.
8.Поезд.
9.Растения.
10.Дальнейшее расширение и усложнение содержания слов.
11. Предложения.



Технологическая цепочка исполнения:
1.Показ педагога.
2.Ребёнок действует с помощью руки взрослого.
3.Ребёнок работает сам.
4.Игры в слова, загадки, складовые картинки.
5.Групповая работа, командная работа.

Рекомендации: не говорить детям: «Я буду учит вас читать» - это они сами учатся; не переусердствовать с помощью: ребёнок должен незаметно перейти к самостоятельности.
Материал даётся в системе, недопустимо частичное использование таблиц.
В работе с детьми необходимо отбросить «метод настырных приставаний», если ребёнок знает, он покажет и скажет это сам.
Педагог показывает, пропевает, прочитывает ребёнку таблицы, склады, слова до тех пор, пока ребёнок не скажет сам. Педагог называет , а не спрашивает.

Имеются логопедические варианты методики.

Игра – пособие «Стосчёт».

В пособие входят два набора полос длиной 65 см по 10 шт. В каждом, с рядами чисел: от 0 до 9, от 10 до 19, от 20 до 29, …
От 90 до 99, шириной от 6 до 23 см ( ширина полосы возрастает с увеличением значения числового ряда). Наборы отличаются тем, что в одном десяток представлен пирамидкой из кружков, набранных как 4+3+2+1, в другом – двумя рядами квадратиков 5+5. Чёрным цветом написаны числа чётные, нечёрным цветом – нечётные числа (оранжевые).
Кроме того есть две таблицы: белая и красная. Белая таблица знакомит с употреблением знаков «+», «-», «=» на элементарных арифметических примерах. Красная таблица позволяет ребёнку легко понять существо таких действий, как умножение и деление. До ста на красной таблице можно посчитать двойками ( 2, 4, 6, 8, … 98, 100), тройками (3, 6, 9, … 96, 99),
четвёрками (4, 8, 12, … 92, 96, 100), пятёрками, шестёрками, семёрками …И по пятьдесят! По этой таблице можно считать и по 13 ( 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91 и 9 в остатке), и по семнадцать, не забывать смотреть в остаток.
Красные полосы в таблице показывают простые числа, которые делятся только на 1 или на само себя. Благодаря цвету, можно легко посчитать сколько в сотне простых чисел. В этой же таблице представлена таблица умножения.
Из второго набора картонных полос составляется столбик, в котором числа, сверху вниз представлены десятками, например от единицы - 1, 11,21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91, от двойки – 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92, от3 … и от 10 до 100.
Основная задача «Стосчёта» кроме знакомства с цифрами, числами, четырьмя математическими действиями – представить любое число в пределах сотни в четырёх его образах:
- звуковом ( как называется),
- графическом (цифровом – как это число пишется),
- количественном ( сколько предметов за этим числом кроется),
- компоновочном (возможности разложения одного числа на другие или, наоборот составление. Например, число 8 представлено в таблице как 1+3+4 закрашенными кружочками, или 5 + 3 закрашенными квадратиками. Также, глядя на число 8, в таблице мы видим не только закрашенные кружочки или квадратики, но и не заполненные, не закрашенные кружочки и квадраты. Всегда видим сколько не хватает до 10. Видим 8 закрашенных и два пустых квадратика или кружка.
Особенность « Стосчёта»: максимальная наглядность, логичность построения, системность, позволяющая даже самым маленьким детям осваивать простейшие алгоритмы и производить математические действия с одно- и двузначными числами. Благодаря крупному размеру таблиц, цифр, не портится зрение, игра разработана и применяется так, что заставляет ребёнка всё время двигаться, стимулирует двигательную и творческую активность. Таблицы размещаются выше глаз детей, глаза устремлены вверх, дети не горбятся, не портится осанка, дети друг другу не загораживают телом и головами материал, дети, считая по таблицам, не мешают другим. Благодаря тому, что материал вписан в систему, где в каждом десятке сотни встречается одна и та же цифра ( например, 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 73, 83, 93), после многократного хорового пропевания и счёта, дети быстро усваивают и звуковой, и зрительный, и количественный, и компоновочный образы числа.

Схожие таблицы, аналогичный, но усовершенствованный материал содержится в пособии Н.А.Зайцева «Тысяча и ещё».
Продолжением являются методические пособия для дошкольников и младших школьников «Миллион +», и методическое пособие для педагогов и родителей «Пять в кубе».

Литература:
1.Зайцев Н.А. «Сенсация ? Трудно поверить?» Педагогический вестник. – 1994. - № 1
2.Зайцев Н.А. «В помощь ученикам и родителям» - Педагогический вестник – 1995. - № 8
3.Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счёт» - СПб. – изд. «Лань» - 1997
4.Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей «Кубики Зайцева» -СПб – 1999
5.Зайцев Н.А. « Стосчёт» Учебное пособие _ СПб., - 2007
6.Зайцев Н.А. «Тысяча. И ещё …» Учебное пособие.– СПб., - 2011
7.Зайцев Н.А. «Миллион плюс» Учебное пособие. – СПб. , - 2003
8.Зайцев Н.А. «Пять в кубе. Математика: Методическое пособие для педагогов и родителей.» - М. : ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», - 2005

КУРС: РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯДЕТЕЙ С 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ

Курс включает:
·музыкально-развивающие игры и логоритмические упражнения;
·слушание, пение, музыкально-ритмические движения;
·игры, направленные на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики рук;
·упражнения, способствующие развитию чувства музыкального ритма и координации движений;
·продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация с элементами конструирования).

Курс направлен на активизацию речевой деятельности, формирование навыков общения и взаимодействия в микрогруппе сверстников.
Задачи курса:
  1. Активизация и развитие зрительного и слухового внимания.
  2. Формирование коммуникативных умений и навыков.
  3. Оптимизирование речевой и двигательной сферы деятельности.
  4. Развитие тактильно – кинестического и костно – мышечного чувства собственного тела у ребёнка.
  5. Формирование начальных общеучебных умений и навыков.

Возраст: от 1 года до 3 лет

Занятия проходят 2 раза в неделю по 50 минут занятие и 10 минут беседа преподавателя с родителями, с разбивкой по дням недели: вторник, четверг, суббота.
Начало занятий: в первой половине дня – 10, 11, 12 часов.

Количество детей в группе: 5-6 человек
Результат занятий:
  • при регулярном и систематическом посещении занятий происходит «отрыв от мамы», ребёнок привыкает заниматься без мамы
  • у ребенка появляется стремление выполнять задание самостоятельно, без помощи взрослого
  • малыш получает навыки взаимодействия в группе, привыкает заниматься в группе детей
  • развивается мелкая моторика рук
  • дети начинают говорить, петь, выполнять движения под музыку
  • формируются общеучебные умения и навыки, умение «слушать» и «учиться»

Перечень программ и технологий
Перечень программ и технологий
1.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.
2. Радынова О.П. музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников)
3. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада)
5. М.И.Родина, А.И. Буренина «Кукляндия» учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. «Муз. палитра», аудиосопровождение (диски) СПб., 2008
6. «Детство с музыкой». Современные педагогические технологии муз. Воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Библиотека «Детство-пресс», 2010

КУРС: ЛОГИКА - ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ (с 3 до 6 лет)
Вводный курс направлен на формирование учебных навыков, формирование умения видеть и слышать, развитие таких психических процессов, как память, внимание, воображение, мышление. В курсе используются логические игры; игры, направленные на развитие речи, задания и упражненияна укрепление мелкой моторики рук; изучение букв, формирование навыков письма; специальные упражнения, подготавливающие к чтению и к счёту. Закладываются и формируются навыки взаимодействия и обучения в группе детей, также умение работать самостоятельно. Формируется положительное отношение к занятиям.
Возраст: от 3 до 6 лет
Занятия проходят 2 раза в неделю по 50 минут занятие и 10 минут беседа преподавателя с родителями, с разбивкой по дням недели: среда, пятница или вторник, четверг.
Начало занятий: во второй половине дня: в 15, 16, 17, 18 часов.
Продолжительность курса: 2-3 месяца (20-30 занятий)
Количество детей в группе: 7 - 8 человек
Результат занятий:
  • дети выучивают все буквы русского алфавита;
  • умеют прописывать печатные буквы алфавита и цифры от 1 до 10;
  • формируются простейшие учебные навыки;
  • формируется умение взаимодействовать в группе;
  • формируется умение видеть и слышать учителя, выполнять работу самостоятельно.


КУРС: ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
С первого месяца дети усваивают чтение по слогам, на втором месяце дети закрепляют умение читать слова разной сложности, 3-4 месяц обучения читают предложения.
При обучении чтению используется методика Н.А. Зайцева: «Кубики Зайцева», складовые картинки, дополненные пособиями, разработанными педагогами Детского досугового центра «Аистёнок».
Возраст: от 3 до 7 лет
Занятия проходят 2 раза в неделю по 5о минут занятие и 10 минут беседа преподавателя с родителями, с разбивкой по дням недели: среда, пятница или вторник, четверг.
Начало занятий: во второй половине дня: в 15, 16, 17, 18 часов.
Продолжительность курса: 2 - 4 месяца (20 - 40 занятий) в зависимости от усвоения, при учёте индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Количество детей в группе: 7- 8 человек
Результат занятий:
  • ребенок научится осмысленно читать слова и небольшие предложения;
  • научится писать слова и короткие предложения кубиками;
  • увеличится словарный запас ребенка;
  • улучшается произношение и чистота речи;
  • формируется логическое мышление;
  • улучшаются способность самостоятельной работы;
  • формируется умение взаимодействовать в группе;
  • появляется желание – «читать».

Литература:
1.Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счёт» - СПб. – изд. «Лань» - 1997
2.Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей «Кубики Зайцева» -СПб – 1999



КУРС: СКОРОЧТЕНИЕ, ПИСЬМО И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Курс предназначен для начинающих читать и читающих детей.
Группы формируются в зависимости от возраста детей, имеющихся навыков и продолжительности обучения каждого ребенка. Есть группы детей, непрерывно занимающихся в «Аистёнке» от 8 месяцев до 2-х лет.
При обучении на занятиях используются методические пособия Н.А.Зайцева:
«Каллиграфия», «Скороговорки. Чистоговорки», «Каждый охотник желает знать где сидит фазан, складовые картинки «Что вокруг меня растёт», «Кто вокруг меня живёт», «Продуктовый магазин», «Марки. Собаки, кошки», « Марки. Зоопарк», Марки. Ягоды, грибы».
Курс направлен на:
  • закрепление навыков чтения и увеличение техники чтения;
  • осмысливание и пересказ прочитанного;
  • формирование навыков письма;
  • закладывание основ грамотного письма;
  • умение работать в тетради;
  • умение переписывать и писать под диктовку;
  • формирование потребности в чтении.
В курс входят игры и задания, формирующие целостное представление у детей об окружающем мире.
Закладываются и формируются навыки монологической речи, умение излагать мысли на листке, творить в слове.
Возраст: от 3 до 6 лет
Занятия проходят 2 раза в неделю по 50 минут занятие и 10 минут беседа преподавателя с родителями, с разбивкой по дням недели: среда, пятница или вторник, четверг.
Начало занятий: во второй половине дня: в 15, 16, 17, 18, 19 часов
Продолжительность курса: 8 ступеней (16 месяцев), продолжительность каждой ступени – 2 месяца (20 занятий).
Количество детей в группе: 7- 8 человек
Результат занятий:
  • увеличение техники чтения;
  • умение осмыслить и пересказывать прочитанное;
  • формируются навыки письма;
  • формируется умение работать в тетради;
  • умение переписывать и писать под диктовку;
  • увеличивается запас знаний и представлений об окружающем мире;
  • происходит увеличение активного словарного запаса детей;
  • формируется умение самостоятельно формулировать и записывать предложения;
  • формируются основы грамотного письма;
  • возникает потребность в чтении.

Литература:

Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей «Кубики Зайцева» -СПб – 1999

КУРС: МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА
Группы формируются с учетом возраста и имеющихся навыков.
В основе – методика Н.А.Зайцева «Стосчёт» и логические игры Б.П.Никитина
На занятиях дети учатся:
  • складывать и вычитать в пределах ста;
  • составлять, записывать и решать примеры и задачи;
  • усваивать графический, звуковой, количественный образ числа и компоновочный – дается понятие о составе числа.
Предлагается широкий спектр логических игр и заданий.
Возраст: от 3 до 6 лет
Занятия проходят 2 раза в неделю по 50 минут занятие и 10 минут беседа преподавателя с родителями, с разбивкой по дням недели: среда, пятница или вторник, четверг.
Начало занятий: во второй половине дня: в 15, 16, 17, 18 часов.
Продолжительность курса: 4 ступени (8 месяцев), продолжительность каждой ступени - 2 месяца (20 занятий), с последующим усложнением в следующие месяцы.
Количество детей в группе: 7- 8 человек
Результат занятий:
  • ребенок выучит названия чисел в пределах ста, научится их записывать;
  • научится составлять, записывать и решать простейшие примеры и задачи;
  • научится выполнять логические задания разных уровней сложности.

Литература:

1.Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счёт» - СПб. – изд. «Лань» - 1997
2.Зайцев Н.А. « Стосчёт» Учебное пособие _ СПб., - 2007
3.Зайцев Н.А. «Тысяча. И ещё …» Учебное пособие.– СПб., - 2011


КУРС: ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ – МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА
Курс имеет специальную направленность на подготовку и тестирование для поступления ребенка в школу.
Курс включает в себя:
  • решение примеров и задач в пределах ста и выше;
  • решение уравнений, задач разной степени сложности;
  • логические игры, головоломки, ребусы, тесты, графические диктанты.
  • На занятиях используются методические пособия Н.А.Зайцева:
«Тысяча. И ещё», «Нам в сотне тесно», «Пифагор», «Твёрдая валюта», «Платоновы тела», «Универсальная монетная система», «Пять в кубе», «Счётные палочки Зайцева», «Орнамент»

Возраст: от 6 до 7 лет
Занятия проходят 2 раза в неделю по 50 минут занятие и 10 минут беседа преподавателя с родителями, с разбивкой по дням недели: среда, пятница или вторник, четверг.
Начало занятий: во второй половине дня: в 15, 16, 17, 18 часов.
Продолжительность курса: с сентября по июнь.
Количество детей в группе: 7- 8 человек
Учебные навыки ребенка для качественного оказания услуги:
  • принимаются дети, посещавшие курс «Математика и логика» не менее 6 месяцев
  • дети, умеющие считать и записывать числа и примеры в пределах сотни.

Результат занятий:
  • получение знаний необходимых для поступления в 1 класс;
  • умение решать тесты;
  • формирование психологической готовности к поступлению в 1 класс.

Литература:
1.Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счёт» - СПб. – изд. «Лань» - 1997
2.Зайцев Н.А. «Тысяча. И ещё …» Учебное пособие.– СПб., - 2011
3.Зайцев Н.А. «Миллион плюс» Учебное пособие. – СПб. , - 2003
4.Зайцев Н.А. «Пять в кубе. Математика: Методическое пособие для педагогов и родителей.» - М. : ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», - 2005



КУРС: ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ –
СКОРОЧТЕНИЕ, ПИСЬМО И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Группы формируются с учетом имеющихся учебных навыков.
Курс имеет специальную направленность на подготовку и тестирование для поступления ребенка в школу.
В курс входятзадания:
·по грамоте;
·изучению звукобуквенного анализа;
·построению схем слов и предложений;
·составлению рассказов;
·чтению произведений классиков;
·знакомству с окружающим миром;
· письму печатными и прописными буквами;
·тесты определяющие: умение читать, умение писать печатными и прописными буквами, уровень знаний об окружающем мире, уровень словарного запаса, уровень логического мышления и др.
·
Возраст: от 6 до 7 лет
Занятия проходят 2 раза в неделю по 50 минут занятие и 10 минут беседа преподавателя с родителями, с разбивкой по дням недели: среда, пятница или вторник, четверг.
Начало занятий: во второй половине дня: в 15, 16, 17, 18 часов
Продолжительность курса: с сентября по июнь месяц.
Количество детей в группе: 7- 8 человек.
Учебные навыки ребенка для качественного оказания услуги:
  • принимаются дети, посещавшие курс «Скорочтение, письмо и окружающий мир»;
  • принимаются дети читающие более 20 слов в минуту.
Результат занятий:
  • получение знаний необходимых для поступления в 1 класс;
  • умение выполнять тесты;
  • формирование психологической готовности к поступлению в 1 класс.


КУРС: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
С первого занятия дети попадают в языковую среду. Педагог общается с детьми преимущественно на английском языке.Дети изучают близкие им темы:приветствие, цвета, счет, игрушки, животный мир, растительный мир, предметный мир, действия, прилагательные. Занятия проходят в игровой форме: дети поют, играют и выполнят задания на определенную тему, обучаются письму и чтению на английском языке. Проводятся индивидуальные занятия.
На занятиях используются пособия Н.А. Зайцева по английскому языку.
Курс направлен на:
  • формирование интереса у детей к английскому языку;
  • формирование навыков общения и взаимодействия в группе детей;
  • всестороннее развитие детей;
  • формирование навыков письма и техники чтения на английском языке.
Курс способствует преодолению языкового барьера.
Возраст: от 3 до 8 лет

Занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут занятие и 10 минут беседа преподавателя с родителями, с разбивкой по дням недели: среда, пятница или вторник, четверг.
Начало занятий: во второй половине дня: в 15, 16, 17, 18 часов.
Продолжительность курса: от 10 занятий до 12 месяцев, каждый следующий год обучения разработан с усложнением.
Количество детей в группе: 7-8 человек.