Меню
Версия для слабовидящих

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЛОГИКА-БУКВЫ»


Возраст обучающихся: 3-6 лет

Срок реализации программы: 2 месяца; 3 месяца

СОДЕРЖАНИЕ:


РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
РАЗДЕЛ 4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
РАЗДЕЛ 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗДЕЛ 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая образовательная программа имеет социально-гуманитарную направленность (профиль).
Программа направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии, а также на организацию свободного времени обучающихся.

Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Логика-буквы» с 3 до 6 лет ИП Степановой Е.Л., осуществляющей деятельность по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Якова Флиера, д.7, этаж 1, номер помещения 161, разработана в соответствии с:
­Федеральным законом «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ);
­ «Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
­приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Логика-буквы» с 3 до 6 лет ИП Степановой Е.Л., осуществляющей деятельность в г. Орехово-Зуево, разработана с учетом возрастных особенностей детей, с учётом потребности населения в дополнительных услугах по развитию детей дошкольного возраста.

Актуальность программы
Современное общество стремительно интегрирует новые технологии и коммуникации, что обуславливает необходимость пересмотра подходов к раннему образовательному процессу. Дополнительная общеразвивающая программа «Логика-буквы» для детей в возрасте от 3 до 6 лет учитывает актуальные социальные тенденции и растущий интерес семей к всестороннему развитию их детей. В условиях повышенного внимания к раннему обучению чтению, данная программа отвечает требованиям времени и отражает социальный статус современного социума.
Образование в данный период становится не только вопросом общей грамотности, но и важным инструментом формирования когнитивных и социальных навыков детей. В связи с этим внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс приобретает особую значимость. В детском центре «Аистенок» успешно применяются методы, разработанные Н.А. Зайцевым, а также интеллектуальные игры Б.П. Никитина. Эти технологии позволяют организовать процесс обучения по принципу активного взаимодействия, что способствует лучшему усвоению материала.
Программа «Логика-буквы» направлена на обучение детей основам чтения через усвоение букв и формирование простейших учебных и коммуникативных навыков. Групповые занятия создают благоприятную среду для совместного обучения, что положительно сказывается на эмоциональном развитии детей и стимулирует их мышление и память. Как показывает практика, дети часто учатся не только у педагога, но и друг у друга, перенимая поведенческие и познавательные навыки через подражание и взаимодействие.
Таким образом, курс «Логика-буквы», являясь базовым для подготовки к чтению, удовлетворяет потребности раннего образования и отвечает современным запросам общества на эффективные и инновационные методы обучения. Внедрение данной программы создает условия для гармоничного и всестороннего развития ребенка, что в свою очередь формирует основу для его успешной социализации в будущем.

Педагогическая целесообразность
Развитие логического мышления и раннее обучение основам грамотности являются ключевыми аспектами подготовки детей к успешному обучению в школе. Программа «Логика-буквы» для детей в возрасте от 3 до 6 лет направлена на формирование у дошкольников базовых знаний о буквах, а также навыков логического анализа и синтеза. Данная программа имеет значительную педагогическую целесообразность, учитывая особенности психоэмоционального и когнитивного развития детей в этом возрасте.
Дети в возрасте от 3 до 6 лет находятся в кризисном периоде, когда активно развиваются когнитивные процессы, воображение и социальные навыки. Исследования показывают, что логическое мышление у детей формируется через игру, что делает подход программы к обучению через игровые элементы максимально эффективным. Структурированные занятия, основанные на принципах логики, способствуют развитию аналитических способностей, необходимых для успешного обучения в дальнейших классах.
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.
3-4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.
В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.
У нормально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовые платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.
Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5-7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно напоминает не больше двух- трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, катушек вместе мыла, стул - машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности - игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения.
Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет
4-5-летними детьми социальные нормы и правила поведения все еще не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему.
4-5-летние дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»). Проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. В игре ребята называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. В процессе игры роли могут меняться.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.
К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображенных на предъявляемых ему картинках.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).
В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом).
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость.
При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, университет, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

В целом, реализация общеразвивающей программы «Логика-буквы» для детей в возрасте от 3 до 6 лет обосновывается высокой педагогической целесообразностью, так как она способствует раннему развитию логического мышления и основ грамотности в игровой и доступной для детей форме. Внедрение такой программы в образовательный процесс позволяет не только улучшить подготовку детей к школе, но и стимулирует их всестороннее развитие, что является залогом успешного освоения учебной программы в будущем.

Отличительные особенности
Основное направление этого курса – познавательно-речевое развитие.
Это развитие осуществляется несколькими способами:
– создаётся специализированная предметная среда, способствующая познавательной активности детей;
– применяются современные проектные технологии, такие как педагогическая система и образовательные технологии Н. А. Зайцева, а также развивающие игры Б.П. Никитина.
Дополнительная общеразвивающая программа «Логика – буквы», предназначенная для детей в возрасте от 3 до 6 лет, имеет ряд отличительных особенностей, способствующих гармоничному развитию интеллектуальных, логических и коммуникативных навыков. В рамках данной программы используются методы, разработанные Н.А. Зайцевым, а также интеллектуальные игры Б.П. Никитина, что обеспечивает комплексный подход к обучению и воспитанию детей.
Одной из ключевых особенностей программы является акцент на развитие логического мышления через игровые и практические активности. Методы Н.А. Зайцева, известные своей адаптивностью и доступностью для детей раннего возраста, включают в себя использование цветовых и звуковых кодов, что способствует более эффективному усваиванию информации. Эти методы создают благоприятные условия для формирования у детей основ грамотного чтения и письма, а также развивают их аналитические способности.
Интеллектуальные игры Б.П. Никитина, в свою очередь, фокусируются на стимуляции умственной активности и креативности. Игры, основанные на логических задачах и головоломках, способствуют не только развитию мышления, но и улучшению навыков сотрудничества и общения между детьми. Это позволяет детям не просто пассивно воспринимать информацию, но активно участвовать в процессе обучения, что значительно повышает их мотивацию и интерес к изучаемому материалу.
Важным аспектом программы является интеграция обучения с игровыми элементами, что создает увлекательную и безопасную среду для детей. Это способствует снижению уровня тревожности и формированию положительного отношения к учебной деятельности. Кроме того, программа «Логика – буквы» ориентирована на индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет учитывать их темпы развития и интересы, обеспечивая персонализированный подход к обучению.
В заключение, можно утверждать, что дополнительная общеразвивающая программа «Логика – буквы» является эффективным инструментом для развития детей в возрасте от 3 до 6 лет. Наличие методов Н.А. Зайцева и интеллектуальных игр Б.П. Никитина создает уникальную образовательную среду, в которой логическое мышление, грамотность и духовное развитие детей гармонично сочетаются, что способствует их всестороннему развитию.

Категория обучающихся
У ИП Степановой Е.Л. на курс «Логика-буквы» принимаются дети с 3 до 6 лет.
Продолжительность курса: 12 недель.
Объем (трудоемкость) освоения образовательной программы обучающимися составляет 30 академических (учебных) часов.
Для всех видов образовательной (учебной) деятельности академический час устанавливается продолжительностью 60 минут.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проходят три раза в неделю по 50 минут, после чего предусмотрены 10 минут для беседы педагогов с родителями, что способствует лучшему пониманию процесса обучения и развития ребенка.
Режим занятий гибкий и включает два варианта расписания: по понедельникам, средам и пятницам или по вторникам, четвергам и субботам. Начало занятий можно выбрать в первой половине дня (в 9, 10, 11 или 12 часов) или во второй половине дня (в 15, 16, 17, 18 или 19 часов), что позволяет родителям подобрать наиболее удобное время.

В течение месяца ребенок проходит обучение на 10 занятиях. Возможно посещение детьми 2-х или 3-x курсов в день. (Например, «Логика-буквы» и курс творческого направления «Хореография» или «Весёлое творчество». После последовательного посещения 10-ти занятий дети идут на каникулы. После каникул цикл продолжается снова. Каникулы разной продолжительности, чаще от 4 до 7 дней (самые длинные каникулы организуются с конца декабря до середины января, продолжительностью - 20 дней, также бывают майские каникулы продолжительностью от 10-ти до 14 дней).

Группы формируются с соблюдением требований СанПиН, чтобы обеспечить комфортные условия для обучения. В каждой группе находится от 7 до 8 детей, что создает оптимальные условия для индивидуального подхода к каждому ребенку и позволяет эффективно освоить материал курса.

Особенности организации образовательного процесса
В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Образовательный процесс строится на основе законодательно- нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки речевых нарушении, системы психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы по курсу «Логика» для детей в возрасте от 3 до 6 лет, осуществляемой индивидуальным предпринимателем Степановой Е.Л., нацелено на формирование многогранной и гармоничной личности ребенка. Данная программа включает в себя несколько ключевых направлений, которые способствуют всестороннему развитию обучающихся.
Во-первых, одним из приоритетных аспектов является создание условий, способствующих развитию личности ребенка. Это включает в себя формирование умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром и развития личностных качеств. Программа акцентирует внимание на развитии мотивации к познанию и творчеству, что является основным двигателем детской активности и самовыражения.
Во-вторых, важным аспектом является обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Эмоциональное здоровье имеет решающее значение для успешного обучения и социализации, и программа акцентирует внимание на приобщении детей к общечеловеческим ценностям. Это включает в себя такие понятия, как дружба, взаимопомощь и уважение к окружающим, что способствует профилактике асоциального поведения.
Также одной из целей программы является создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения детей. Это позволяет не только укрепить их психическое и физическое здоровье, но и содействовать творческой самореализации. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей становится важным элементом в этом процессе, так как родительская поддержка способствует более глубокому усвоению знаний и развитию навыков у детей.
Кроме того, программа включает в себя активизацию речевой деятельности, что важно для эмоционального и физического развития. Формирование навыков общения и взаимодействия в микрогруппе сверстников является необходимым условием для успешной социализации детей, поскольку они учатся понимать и уважать мнения других, выражать свои мысли и чувства.
Образовательная деятельность детей организуется в соответствии с тщательно продуманным учебным планом и календарным учебным графиком. Расписание организации образовательной деятельности строится с учетом возрастных и гендерных особенностей детей, что позволяет более эффективно задействовать их потенциал. Важно отметить, что учет посещаемости учебных занятий, выполнения учебных нагрузок и успеваемости осуществляется в журнале успеваемости учебной группы, который может быть представлен как в печатной, так и в электронной форме. Это позволяет обеспечить прозрачность и доступность информации для родителей и педагогов, а также способствует мониторингу образовательного процесса.
Учет посещения обучающимися учебных занятий, выполнения учебной нагрузки, их успеваемости осуществляется в журнале успеваемости учебной группы, который может быть как в печатной, так и в электронной формах.

Цель и задачи
Целью реализации дополнительной общеразвивающей программы «Логика – буквы» является гармоничное развитие детей в возрасте от 3 до 6 лет. Основное внимание уделяется целостному развитию личности ребенка, а также обеспечению готовности к дальнейшему обучению и социальному взаимодействию. Программа направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, а также на поддержку здоровья и норм поведения в обществе.
Для достижения обозначенной цели определены следующие ключевые задачи:
– формирование общей культурной компетентности у детей, что включает в себя развитие навыков общения, уважения к окружающим и понимания культурных норм;
– развитие интеллектуальных и личностных качеств, что позволит детям научиться мыслить критически, принимать решения и развивать свою индивидуальность;
– создание предпосылок для учебной деятельности, способствующих социальной успешности, что включает в себя формирование у детей мотивации к обучению и стремления к познанию нового;
– знакомство детей с буквами русского алфавита и цифрами до 10, что является основой для последующего освоения чтения и арифметики;
– формирование предпосылок для освоения навыков письма в будущем, что предполагает развитие мелкой моторики и когнитивных функций, необходимых для письма;
– сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, что включает в себя проведение занятий, направленных на развитие физической активности и формирования здоровых привычек;
– формирование у детей норм поведения в обществе, что способствует социализации и умению взаимодействовать с окружающими.

Таким образом, программа «Логика – буквы» нацелена на всестороннее развитие детей, что является важной основой для их будущего образования и успешной интеграции в общество.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
– дети развивают уверенность в своих силах, проявляя активность и инициативность в учебной деятельности;
– формируются навыки самооценки и рефлексии, что способствует осознанию собственных успехов и трудностей;
– развивается толерантность и умение работать в группе, что помогает налаживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные результаты:
– дети осваивают умения сотрудничества и совместной деятельности, обучаясь выслушивать мнения других и приходить к общему решению;
– развивается критическое мышление через анализ и выполнение различных заданий, позволяющих сопоставлять информацию и делать выводы;
– учащиеся учатся управлять своим временем и организовывать рабочее пространство для более эффективного выполнения заданий.
Предметные результаты:
– дети успешно овладевают всеми буквами русского алфавита, демонстрируя знание их написания и звучания;
– умение аккуратно прописывать печатные буквы алфавита и цифры от 1 до 10, что способствует развитию мелкой моторики, и навыков письма;
– формируются базовые навыки чтения и письма, включая способность составлять простые слова и предложения;
– дети учатся выполнять задания самостоятельно, что способствует развитию навыков планирования и организации учебной деятельности.

Родители имеют возможность отслеживать результаты занятий, используя рабочие тетради и листы с выполненными работами своих детей. Это позволяет им получать обратную связь о прогрессе и результатах обучения, а также активно участвовать в образовательном процессе и поддерживать своего ребенка в его стремлениях и успехах.


РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

РАЗДЕЛ 4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КУРС: «ЛОГИКА-БУКВЫ»

с 3 до 6 лет

Тема 1. Мир букв
Теоретико-практическое занятие
Изучение букв русского алфавита, развитие фонетического слуха, навыков письма.
Задания:
Знакомство с буквами (индивидуально и в игре).
Игры на нахождение слов, начинающихся на изучаемую букву.
Практика написания букв крупным форматом (от полоски до полоски).
Подборка стихов и песен с алфавитом.

Тема 2. Чудеса чисел
Теоретико-практическое занятие
Освоение цифр от 1 до 10, развитие навыков счёта.
Задания:
Знакомство с числами через игры (например, «Считаем игрушки»).
Написание и распознавание цифр в крупном формате.
Игры на счёт (например, «Считаем вместе» с музыкальным сопровождением).
Применение чисел в повседневной жизни (например, в играх с мячом).

Тема 3. Геометрические приключения
Теоретико-практическое занятие
Формирование навыков работы с геометрическими фигурами, развитие пространственного мышления.
Задания:
Изучение геометрических фигур и их свойств через игры.
Сборка квадратов и узоров из разных фигур (крупные и мелкие).
Занятия с кубиками Б.П. Никитина: работа с узорами разной сложности.
Создание творческих проектов с использованием геометрии.

Тема 4. Музыкальные ритмы
Теоретико-практическое занятие
Развитие речевого дыхания, фонематического слуха через музыкальные задания.
Задания:
Хоровое называние предметов, цветов, букв и цифр под музыку.
Игры на развитие ритма и скорости произношения.
Использование музыкальных инструментов для создания ритма.

Тема 5. Я и мои друзья
Теоретико-практическое занятие
Формирование навыков взаимодействия в группе, развитие социального общения.
Задания:
Игры на командообразование и сотрудничество.
Проведение совместных проектов (например, создание плаката с буквами и цифрами).
Организация мероприятий, где дети могут поделиться своими успехами.

Тема 6. Мир в цифрах и буквах
Теоретико-практическое занятие
Объединение знаний о буквах и цифрах через совместные игры и задания.
Задания:
Создание весёлых заданий, где цифры и буквы соединены в одной деятельности.
Игры на нахождение предметов, названия которых начинаются с определённых букв или соответствуют определённым цифрам.
Выполнение кроссвордов и простых задач на логику с использованием букв и цифр.

РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


5.1 Материально-технические ресурсы
Учебный кабинет № 1:
- письменный стол (круглый)
- 8 стульев
- 2 набора кубиков для чтения
- 8 досочек «Сложи узор»
- 8 досочек «Сложи квадрат»
- 8 пособий «Кубики для всех»
- пособие «Счётные палочки»
- пособие «В сотне тесно»
- 1 мяч
- 1 магнитная доска
- проектор
- буквы липучки
- мягкие пазлы
- мозаики
- игры (сказочные герои, загадки, загадалки, пословицы)
- складовые картинки (птицы, насекомые, рыбы, домашние и дикие животные, цветы, злаки, деревья, грибы, ягоды, фрукты, овощи, млекопитающие, пресмыкающиеся)
- игра « Классификации» (посуда, одежда, обувь, игрушки, мебель, головные уборы, техника, спортивные принадлежности, измерительные приборы, школьные принадлежности, электроприборы, инструменты, музыкальные принадлежности, птицы, рыбы, насекомые, дикие и домашние животные, деревья , ягоды, цветы, птицы, транспорт, месяцы года, времена года, дни недели, время суток, прием пищи, травоядные, плотоядные, хищные птицы, водоплавающие птицы, планеты, океаны, материки, страны, реки, озера, водопады, моря)
- «Тысяча и ещё»
- «Универсальная монетная система»
- «Твёрдая валюта».

Учебный кабинет № 3:
- письменный стол (круглый)
- 8 стульев
- 2 набора кубиков для чтения
- 8 досочек «Сложи узор»
- 8 досочек «Сложи квадрат»
- 8 пособий «Кубики для всех»
- пособие «Счётные палочки»
- пособие «В сотне тесно»
- 1 мяч
- 1 магнитная доска
- проектор
- буквы липучки
- мягкие пазлы
- мозаики
- игры (сказочные герои, загадки, загадалки, пословицы)
- складовые картинки (птицы, насекомые, рыбы, домашние и дикие животные, цветы, злаки, деревья, грибы, ягоды, фрукты, овощи, млекопитающие, пресмыкающиеся)
- игра « Классификации» (посуда, одежда, обувь, игрушки, мебель, головные уборы, техника, спортивные принадлежности, измерительные приборы, школьные принадлежности, электроприборы, инструменты, музыкальные принадлежности, птицы, рыбы, насекомые, дикие и домашние животные, деревья , ягоды, цветы, птицы, транспорт, месяцы года, времена года, дни недели, время суток, прием пищи, травоядные, плотоядные, хищные птицы, водоплавающие птицы, планеты, океаны, материки, страны, реки, озера, водопады, моря)
- «Тысяча и ещё»
- «Универсальная монетная система»
- «Твёрдая валюта»

Учебный кабинет № 5:
- письменный стол (круглый)
- 8 стульев
- 2 набора кубиков для чтения
- 8 досочек «Сложи узор»
- 8 досочек «Сложи квадрат»
- 8 пособий «Кубики для всех»
- пособие «Счётные палочки»
- пособие «В сотне тесно»
- 1 мяч
- 1 магнитная доска
- проектор
- буквы липучки
- мягкие пазлы
- мозаики
- игры (сказочные герои, загадки, загадалки, пословицы)
- складовые картинки ( птицы, насекомые, рыбы, домашние и дикие животные, цветы, злаки, деревья, грибы, ягоды, фрукты, овощи, млекопитающие, пресмыкающиеся)
- игра « Классификации» (посуда, одежда, обувь, игрушки, мебель, головные уборы, техника, спортивные принадлежности, измерительные приборы, школьные принадлежности, электроприборы, инструменты, музыкальные принадлежности, птицы, рыбы, насекомые, дикие и домашние животные, деревья , ягоды, цветы, птицы, транспорт, месяцы года, времена года, дни недели, время суток, прием пищи, травоядные, плотоядные, хищные птицы, водоплавающие птицы, планеты, океаны, материки, страны, реки, озера, водопады, моря)
- «Тысяча и ещё..»
- « Универсальная монетная система»
- «Твёрдая валюта»

5.2. Кадровые ресурсы
Педагогическая деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, в том числе по направлению, соответствующему направлению дополнительной общеразвивающей программы, и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»», утвержденным приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н (в отношении должности «педагог дополнительного образования»), а также в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденном приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 года № 652н.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Все педагогические работники осваивают дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.


РАЗДЕЛ 6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: текущий контроль по темам и промежуточная аттестация.
Формой текущего контроля является наблюдение за работой на уроке.
Формой промежуточной аттестации является контрольные задания, педагогическое наблюдение.
Результаты оцениваются не традиционно, а в форме похвальных ярлыков (например, «Мастера букв», «Знатоки чисел» и т.д.), чтобы создать положительный опыт и уверенность в своих знаниях.

Оценочные материалы
Формат: игровая станционная форма, где дети проходят различные задания, связанные с каждым из изученных тем. В каждой станции их ждут игровые задания, которые позволяют проверить знания в ненавязчивой форме.
Станция 1: Мир букв
Задание: «Играем с буквами» – на стенде расположены изображения предметов. Ребенок выбирает предмет и называет букву, с которой он начинается.
Дополнительно: Написание буквы на мелкой доске или в крупном формате.

Станция 2: Чудеса чисел
Задание: «Считаем игрушки» – дети по очереди считают количество определенных игрушек на столе (например, 5 кубиков).
Дополнительно: Отгадать загадки на цифры (например, «Сколько ног у собаки?»).

Станция 3: Геометрические приключения
Задание: «Создай узор» – из предложенных геометрических фигур дети должны собрать узор или фигуру.
Дополнительно: Найти и назвать геометрические фигуры в классе.

Станция 4: Музыкальные ритмы
Задание: «Музыкальный диктант» – под музыку дети должны хоровым способом называть буквы и цифры, которые показываются на карточках.
Дополнительно: Создание простого ритма с помощью музыкальных инструментов.

Станция 5: Я и мои друзья
Задание: «Командная игра» – простая игра на взаимодействие, где дети должны удерживать мяч и вместе выполнить задание (например, передать мяч, не уронив его).
Дополнительно: Обсуждение в группе, что они сделали и как себя чувствовали.

Станция 6: Мир в цифрах и буквах
Задание: «Составь слово и число» – из букв и цифр дети должны составить слово и сопоставить его с цифрой (например, слово «кот» – 3 (число букв)).
Дополнительно: Кроссворд с простыми словами и цифрами, который помогают решить взрослые.


РАЗДЕЛ 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Б.П. Никитин «Развивающие игры или ступеньки творчества», М, 2009 г.;
2. Б.П. Никитин Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин. - 5-е изд., испр. - Москва : Лист Нью, 2004. - 186 с., [16] л. ил., цв. ил. : ил.; 20 см.; ISBN 5-7871-0046-8 : 3000;
3. Л. А. и Б. П. Никитины «Мы, наши дети и наши внуки», Лист, 1997г.;
4. Н.А. Зайцев «Орнамент» методическое пособие для педагогов и родителей, Издательство: НОУДО «Методики Зайцева». Производитель: ООО «Гранат». 2005 г.;
5. Н. А. Зайцев «Пишу красиво» методическое пособие для педагогов и родителей, Издательство: Издательский дом «Нева», CП6; «ОЛМА-ПРЕСС», Москва, 2004 г.;
6. Зайцев Н.А., Струве Г.А. «Читай и пой» учебное пособие с методическими рекомендациями и аудиодиском CD-MП3 – Издательство: НОУДО «Методики Н. Зайцева», CП6, 1996 г.


РАЗДЕЛ 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Принципы и подходык формированию программы.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
-содержание программысоответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
-обеспечивает единствовоспитательных, развивающих и обучающих детейи задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-строится с учётом принципаинтеграции образовательных областейв соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
-предусматривает решениепрограммных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой дошкольного образования;
-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Данная цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развитияличности ребёнка:
а) Личностно-ориентированные принципы:
Принципадаптивности.
Предполагает созданиеоткрытой адаптивной моделивоспитания и развитиядетей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства,обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития.
Основная задача ДЦ «Аистёнок» – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первуюочередь – целостное развитиеего личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности.
Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, созданиеусловий для самореализации.
Принципнепрерывности развития личности.
Подразумевает наличиепоследовательной цепи воспитательно-образовательных задач на всем протяжении образования.
Принциппреемственности.
Предполагает непрерывность воспитательно-образовательных задач, единой системы целей и содержания образования на различных этапах и формах обучения.
6)Культурно ориентированные принципы:
Принципцелостности содержания образования.
Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно бытьединым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру.
Ребёнок осознаёт,что окружающий егомир– это мир, частью которогоон является и который так или иначе переживает и осмысляет для ceбя.
Принципсистематичности.
Предполагает наличиеединых линий развитияи воспитания.
Принципориентировочной функции знаний.
Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принциповладения культурой.
Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями другихлюдей.
в) Деятельностно-ориентировочные принципы:
Принцип обучения деятельности.
Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой, они сами делают «открытия», узнают что- то новое путёмрешения доступных проблемных задач.
Принцип опоры напредшествующее (спонтанное) развитие.
Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип.
В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки вситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач ипроблемных ситуаций.

Временной фактор крайне важен.
Важно понимать,что для формирования стройности мыслительных процессов необходимо время. Не понимая этого, родитель, сравниваясвоего ребёнка с другими детьми, лишь требует с него результата, который он датьне в силах. «Чтобы снять плоды с яблони осенью, необходимо удобрять и ухаживать за ней определённое количество времени».
Для наиболееэффективного обучения родителямсоветуем:
•Систематически посещать занятия (без пропусков и перерывов), что позволяет выработать у детей «привычку и потребность учиться», благодарякоторой, они с лёгкостью получаютзнания на последующих курсах в освоении разныхвидов деятельности.
•Регулярные занятияпозволяют сформировать трудолюбие и терпение, а для этого требуется время.
•Последовательность – освоив курс «Логика - для начинающих обучение детей» с 3 до 6 лет, продолжать обучениена следующих курсах.
•Не предъявлять завышенных требований к ребёнку.
•Не сравниватьуспеваемость ребёнка с другими. Все дети разные.Вызревание в каждом происходит индивидуально. Есть дети, которые «медленно запрягают», но, усвоив материал, его не забывают.

При поэтапном обучении, при регулярном посещении, развитие ребёнкапроисходит гармонично, без рывков и надломов, с удовольствием и с желанием!

В курсе используются:
- логическиеи развивающие игры Б.П. Никитина и Н.А. Зайцева; направленные на развитие речи;
- задания и упражнения на укрепление мелкоймоторики рук;
- игры, направленные на развитие сенсорных способностей;
- изучение букв;
- конструирование;
- закладываются основы для формирования навыков письма;
- специальные упражнения, подготавливающие к чтению и к счету.

Педагогические технологии по раннему обучениюписьму и счётуНиколая Александровича Зайцева

Дидактические задачи по обучениюписьму и счёту решаются с помощью адекватных частнопредметных технологий обучения, целостность которых обеспечивается системностью научногосодержания учебного предмета, а также выполнением в учебно-воспитательном процессе критериев технологичности.
Частнопредметные технологии могут быть как обособленными, самостоятельными, так и встроенными в общеобразовательную программу, иметь общую с ней концептуальную часть.
А.Эйнштейн писал:«Где это только возможно, обучениедолжно стать переживанием».
Зайцев Николай Александрович – педагог-новатор, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых подходахпо обучению грамоте и обеспечивающих высокуюрезультативность.
Комплекс оригинальных методических приёмов,разработанных за 30 лет целенаправленной творческой деятельности Н.А. Зайцева, базируются на исследованиях классиковотечественной науки о человеке –
И.М. Сеченова, И.П. Павлова,А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева и др.
Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребёнка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А. Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребёнка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения,слуха, обоняния, интуиции.
Само по себе абстрактно-логическое, речевое отражение мира представляет только определённую часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего использования именно этих возможностей, по мнению Н.А. Зайцева, приводитне к опережению в развитиицелостной личности, а к замедлению его. Например, Зайцев Н.А. говорит,что «термином нужно заканчивать, а не начинатьобъяснение. Сначала наглядный пример,способ действий, а потом уже название этого действия – термин».
Методика Н.А. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально – адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психического развития.

Классификационные параметры технологии
По уровню применения: частнопредметная.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, моно-технология.
По типу управления: система малых групп + дифференциация+ «репетитор».
По организационным формам: классно-урочная, + дифференцированная + индивидуальная.
По подходу к ребёнку:педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: наглядная, объяснительно – иллюстративная + игровая.
По направлению модернизации: альтернативная + природосообразная, здоровьесберегающая.
По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации

- Научить ребёнка писать и считатьдо школы.

Концептуальные положения

- Соединениеобучения с пением.
- Использование всех видов памяти: звуковой, слуховой, цветовой, объёмной, моторной, кинестетической.
- Восприятиевсеми органами чувств, максимальная наглядность.
- Не употребляются никакиетермиты.

Охрана здоровья, развитие психических характеристик учащихся

Характерной чертой, отмечается учёными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений, зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик.Занятия проводятся в игровойи соревновательной форме,в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячемположении и связанные с этим школьные стресса. Методическое обеспечение позволяет проводить занятияна воздухе.
Зрение и осанка часто даже улучшаются.
Раннее обучение письму и счёту по методикам Н. Зайцева – надёжнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколькозанятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто естькто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети – «быстрые», так и «медленные», требующие особоговнимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше шансов их выправить.

Особенности содержания и методики

Теоретические и дидактические принципы, способы работы подробно излагаются в методических руководствах к пособиям Н.А. Зайцева, выдержаны в единой идеологии, содержат массу упражнений, игр, приёмов, практического материала, необходимого педагогам.
В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов:
1.От общего к частномуи от частного к общему.
2.От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно– логическому.
3.Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть)с использованием различных каналоввосприятия.
4.Системная подача материала.
5.Алгоритмизация учебныхдействий.
6.Учёт физиологии восприятия учебной информации.
7.Охрана здоровьяучащихся.
Таблицы в методичках к учебному пособию являются примеромнаглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребёнкаформируется точный образ представление, раскрывающий сущность понятия или предмета.Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребёнкоми взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые учебныенавыки.

Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц пособий на стенах учебных помещений (групп, комнатдля занятий). Систематаблиц создаёт информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на неё, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.

Игра-пособие «Орнамент»

«Орнамент» – пособиедля дошкольников.
В комплекте:
256 геометрических разноцветных элементов;
таблица;
методическое руководство.
Изготовлено из шестимиллиметровой фанеры.
«Орнамент» познакомит детей с тридцатью геометрическими фигурами. Изображения и названия фигур собраны в таблицу, размещаемую на стене.
Фигуры используются для внутренних и наружных обводок с последующим заштриховыванием или закрашиванием. Из них собираются ритмические цепочки, гирлянды, орнаменты (ковры, паркеты, витражи). Ставя фигуры на ребро, можно выстраивать различныесооружения.
Все фигуры – «перевертыши»: желтого цвета, например, с одной стороныи черного с другой. Половинафигур – рамки, половина – вкладыши.
Учебное пособиеразвивает художественное воображение, чутьё.
«Искусство орнаментасодержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики» – © Герман Вейль,«Симметрия».
Шкатулка содержит 256 фигур 12 цветов и 30 разновидностей. В кaждoй стопке по 16 двуцветных фигурок – 8 рамок и 8 вкладышей, легко переворачивающихся и вставляющихся, со сменой цвета,обратно в рамки.
Треугольники, например, с одной стороны чёрные, с другой розовые. Их можно показатьв четырёх цветовыхвариантах. Рамки и вкладыши могут и друг без друга обходиться, это ещё четыре треугольных разновидности. То же и с другимифигурами.
Показаны возможности стыковки рамок за счет равенствасторон и расстояний между соседними вершинами звезд.
Овал и круг «вписываются» в прямоугольник, высота треугольника равна высоте параллелограмма и трапеции.
Обводки (внутренние и наружные), заштриховывание и закрашиваниеполученных контуров (карандашами, ручкой, кистью) являются эффективными упражнениями для развития точных движений детскойруки, подготовки её к рисованию и письму. Это ещё Марией Монтессори, создательницей первых рамок и вкладышей, было подмечено, и в дальнейшем подтверждалось практикой многихзарубежных и отечественных педагогов*.
Дошкольники с удовольствием в своих тетрадях или альбомчиках все фигуры обведут,заштрихуют, названия напишут.Лучше им пока с простымкарандашом работать, иметь возможность резинкой неудачные места подтереть, подправить, чтобы всё было красиво в работе. Через некоторое время ребята и закрашивать аккуратно, не вылезаяза контур, научатся.
Названия фигур приводятся в таблице, имеющейся в комплекте. Её лучше разместить на стене.
Обращается вниманиена то, что: фигур 30, а названий 44. У некоторых фигур их два-три: пятиугольник, правильный выпуклый пятиугольник, пентагон.Объясняем, что второе, третье названия – «научные», их тоже полезнознать, в будущем пригодятся при изучении геометрии.
Определения «равносторонний» и «равнобедренная» при словах«треугольник» и «трапеция» предполагают существование других иx разновидностей, а «правильный» (пятиугольник, шестиугольник и др., см. табл.) допускает мысль, что и «неправильные» могут быть.
Подготовку к составлению узоров можно начать с выкладывания рядов ритмически чередующихся фигур («Плоские» композиции с фигурками в один слой), что может привестиребят к «изобретению» бyc, подвесок,гирлянд. Фигуры для этогоскрепляются бечевкой, леской или кусочками мягкой проволоки. Обратите внимание, что во всех вкладышах сделаныотверстия для продевания.
От составления простых узоровпостепенно перейдём к более сложным.Количество комбинаций (необходимый признак всякой игры) при 30 фигурах, каждая из которыхпредставлена в восьми экземплярах и двух цветах,практически бесконечно.
В качестве выразительного средства будем использовать установку фигур на ребро,наложение их друг на друга («Объёмные» композиции). В создании сложных композиций с увлечением участвуют даже взрослые. Бывает, что им для создания паркетов,мозаик, узоров для тканей и двух наборов«Орнамента» не хватает.
Дошкольники по своей инициативе никаких паркетов и мозаик выкладывать не станут. На первых поpax им куда заманчивее башни в 10-15, а то и 20 этажей сооружать. Интерес к составлению узоров, их цветовому решению, симметричному расположению фигур развивается быстрее, если предложить ребятам работатьна шести большихлистах картона или ватмана.
Многолетняя проверкаигры показывает: быстро овладевают названиями, относимыми к геометрической терминологии и традиционно изучаемыми много позднее. Да и как не овладеть? Фигуры видели, в руках держали, обрисовывали, заштриховывали, раскрашивали,названия многократно уточнялии прочитывали, обращаясь к таблицена стене. Уже и в речь, при случае вставляли: «Параллелограмм... Трапеция... Пентаграмма... Оси симметрии…»
Надеемся, что иллюстрации, («Плоские» композиции с фигурками в один слой и «Объёмные» композиции), помогутна первых пopax, зададут некоторые идеи и явятся стимулом для создания собственных, новых композиций.
Укрепление навыков счёта. Совсем не обязательно сообщать детям количество фигурок, содержащихся в шкатулке. Лучше помочь им их пересчитать.
Математическую запись проделываемых действий ведёт наставник. Дети сами этого пока не могут делать:рука, глаза, тело ещё к письмуне приспособились. Но запись,с необходимыми разъяснениями, воспринимают с интересом.
Лучшие произведения – детей, родителей, педагогов нужно фотографировать.
Р.Ѕ.: В конце занятий фигурки укладываются в шкатулку стопкамипо 16 штук (как на рис. 1). При недостачехотя бы одной фигурки объявляется всеобщая тревога и розыск.
Игры и упражнения подробноописаны в методических рекомендациях к пособию.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Учебное пособие Н.А. Зайцева «Пишу красиво»

Актуальность и педагогическая сообразность.

Существующие методикане предлагают способов обучения письму печатными буквами, с которыхи начинает всякий ребёнок, всякий воспитатель и родитель, выводящиймалышу первые слова.
Многолетними исследованиями доктора медицинских наук
В. Ф. Базарного установлено, что безотрывное письмо ведёт к статической перенапряжённости в сидячем положении, чрезмерному склонениюголовы, задержкам дыхания из-за боязни совершитьошибку. После пятнадцати минут современного чистописания ребёнок находится в состоянии, близком к приступу стенокардии. В итоге: нарушения осанки, достигающие 63% у учеников начальной школы, болезни, связанныес гиподинамией, близорукость.
В «Пишу красиво»каждая буква расположена на отдельном листе и разложена на цветные элементы.
Цвет определяет последовательность прописывания. Стрелочки указывают направление исполнения.
Освоив последовательность и направления прописывания элементов, начнём обводить чёрную «собранную» букву.
Алгоритм не сложен, вполне понятен и доступен дaжe трёхлетнему ребёнку. Сначалаобводим мальчиками.
Важно, чтобы рука запомнилавертикали, горизонтали, наклоны,овалы, полуовалы, очерёдность и направления прописывания элементов.
Рука запомнит, если педагогу удастсяорганизовать для неё всё большее количество повторений без ощущений монотонности, физической и психической утомляемости.
Совершенно не важно, с какой буквы или цифры начинать, способдействий одинаков.
Через некотороевремя захочется написатьбуквы на листе бумаги.
Ребята, конечно, знают, что взрослые такими большими, как в пособии,буквами не пишут, поэтому стараются писать маленькими, «взрослыми» буквами.Из большого маленькое сделать – не проблема.
Позже предлагаем ребятамработать в то время, когда читаем им сказки. Обводить можно уже не пальчиком, а палочкой, имитирующей карандашили ручку. Пробуемнаписать букву или цифру на листе бумаги,лежащем рядом.
Размер букв, конечно, не случаен. Хочешь – не хочешь, а глазки будешь держатьподальше. Слушая сказку, участвуя в ней, ребенокпоглядывает на учителя. Этим обеспечивается перевод глаз из плана ближнего в план дальнего зрения и соответствующий, удобный для этого выбор позы для письма: с прямой, не напряжённой спинкой. Традиционные же прописи обрекают ребёнка на длительную работу в плане ближнего зрения, неудобное положение тела.
Не столь и важно, будет ли ребёнок работать сидя, стоя. Ведь нам надо, чтобыего рука необходимые движения запомнила.

Дети пишут карандашом!
Японцы, финны и многиедругие пишут карандашами, и ничего.
«А это, – говорят японцы,– чтобы была красивая тетрадь». Вот что главное!Какой ребёнок не мечтал о красивой тетради?
Но многие ли её имели? Чтобы родителям показать, бабушке, порадовать их, похвалы дождаться.
Где-нибудь да ошибёшься! Подтирать нельзя! Вырывать листы нельзя!Когда дети пишуткарандашом, ошибку можно, подтерев, исправить, оставив тетрадькрасивой.
Никаких исправлений ошибок и подчёркиваний красным цветом в тетрадях учеников!
Красным цветом можно ставитьтолько пятерки.
Дети, желая получить пятёрку, начинают спрашивать, как исправить. И ждать не нужно. Всё быстро исправляют! Гордятся своими пятёрками и тетрадями!
Такую тетрадь и родителям, и знакомым, и бабушкене стыдно показать. Бабушка и не догадается, что пятёрочки не с первого раза получены. А почему карандашом пишем? Да так велели, чтобы мы столы не марали. Растворяются неприятнейшие конфликтные ситуации: ученик –учитель, ученик-родитель, родитель-учитель. У всех ребят красивые тетради,все доводят их до конца, исправляются все ошибки. Не надо ребятам врать (потерял– украли – не выдали – забыл).
Пособие так устроено:
1) страницы 1-29 – печатныеи прописные буквы от А до Я;
2) третья страница обложки – цифры;
3) страницы 30-32 – текст для тренировки в обводках.
Буквы большие, ни зрения, ни осанки даже трёхлетка, их обводя, не испортит. Обвёл десять-двадцать раз обе строчки – попробуй написать букву карандашом на бумаге. Не получается пока? – Не беда, ещё потренируешься. Только потренировавшись на крупных буквах,примемся за расположенные ниже фиолетовые, 17-ти и 9-ти миллиметров высотой.
Сначала шариковойручкой с исписанным стержнем пообводим, потом простым карандашом, стараясь как можно точнее попадатьв линию. Если что-то не так сделал – резиночкойподотри, исправь.
Успех, понятноедело, зависит от количества повторений, обеспечивающих «память» руки. Бабушка вяжет, поглядывая в телевизор. Мама готовит, слушая радио. Пaпa ест и читает газету. Мало-мальски освоившись с пособием, поняв, что нужно делать, дети тоже смогут слушать, к примеру, сказки и одновременно обводить буквы. Монотонности, психофизической утомляемости, особенно в работе с малышами, любыми способами нужно избегать.
Учебное пособие П.А. Зайцева и Г.А. Струве «Читай и пой»
В пособии впервые дан «озвученный» русскийалфавит, причем в нескольких вариантах.
Есть таблички с попевками, которые помогут ребенкуотработать артикуляцию, улучшат фонематический слух.
Даны тексты большого количества детских песенок, как русских народных, так и композитора Г.A. Струве.
Пособие выполненов крупных шрифтахи обеспечено аудиодиском.
Кроме произведений с текстами на прилагаемом аудиодиске есть такназываемые «минусовки», с помощью которых дети могут исполнятьлюбимые песни под оркестровый аккомпанемент.
В «Читай и пой» входит алфавит на шесть мелодий, двадцать одна песенка.
Крупная величинабукв, не вызываетнапряжения зрения.
Ребята работаютстоя, больше двигаются: хлопают, топают, пританцовывают.
Стесняющимся своего вокала наставникам, рекомендуется использовать аудиодиск и подпевать под него.
Следует отметить,что иных ребят и в речь, и в чтение только через пение и музыкуможно вывести. Такое даже бывает: 6 лет молчал, потом запел, начал читать и только после этого говорить.
В таблицах цвет букв не случаен:Голубые – Г – Главные, Синие – С – Согласные, Зелёные– 3 – твёрдый и мягкий Знаки.
Алфавитные песенкизнакомят не только с названиями букв, но и с их начертаниями в основных шрифтах,печатных и рукописных, с заглавными и строчными буквами – надо ко всему этому быстрее приглядеться, привыкнуть, научиться узнавать.
Знание правильных названий букв и их алфавитного порядка – атрибут элементарной языковой культуры.
Алфавит, выученный песенкой, убережёт от попадания в неприличные положения не только детей,но и вполне приличных с виду взрослых.
Слежение за указкой, скользящей по строчкам, приучаетглаза ребёнка к движениям, необходимым для будущего самостоятельного чтения.
Происходит параллельное знакомство с заглавными и строчными буквами, знаками препинания и связанными с ними интонациями. Работа, сопровождаемая движением, в свободной позе, без напряжения для зрения, раскрепощает и, без призывови окриков, помогает удерживать внимание на учебных задачах.

Эффективное выучивание и осознанное восприятие учебного материала без ощущений монотонности и психофизической утомляемости, осознание материала обеспечивается системным предъявлением учебного материала, выучивание – высокой частотой встречаемости, повторяемости подлежащих заучиванию единиц.
«Непоющая школа – непоющийнарод».
О какой гуманизации и гармонизации образования можно говорить, если к Букве и Цифре не приложенаНота?” – Николай Александрович Зайцев.
Способы работы,игры и упражнения подробно описаныв методических рекомендациях к пособию.