РАЗДЕЛ 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Принципы и подходык формированию программы.Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
-содержание программысоответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
-обеспечивает единствовоспитательных, развивающих и обучающих детейи задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-строится с учётом принципаинтеграции образовательных областейв соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
-предусматривает решениепрограммных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой дошкольного образования;
-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Данная цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развитияличности ребёнка:
а) Личностно-ориентированные принципы:Принципадаптивности.Предполагает созданиеоткрытой адаптивной моделивоспитания и развитиядетей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства,обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития.Основная задача ДЦ «Аистёнок» – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первуюочередь – целостное развитиеего личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности.Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, созданиеусловий для самореализации.
Принципнепрерывности развития личности.Подразумевает наличиепоследовательной цепи воспитательно-образовательных задач на всем протяжении образования.
Принциппреемственности.Предполагает непрерывность воспитательно-образовательных задач, единой системы целей и содержания образования на различных этапах и формах обучения.
6)Культурно ориентированные принципы:Принципцелостности содержания образования.Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно бытьединым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру.Ребёнок осознаёт,что окружающий егомир– это мир, частью которогоон является и который так или иначе переживает и осмысляет для ceбя.
Принципсистематичности.Предполагает наличиеединых линий развитияи воспитания.
Принципориентировочной функции знаний.Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принциповладения культурой.Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями другихлюдей.
в) Деятельностно-ориентировочные принципы:Принцип обучения деятельности.Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой, они сами делают «открытия», узнают что- то новое путёмрешения доступных проблемных задач.
Принцип опоры напредшествующее (спонтанное) развитие.Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип.В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки вситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач ипроблемных ситуаций.
Временной фактор крайне важен.Важно понимать,что для формирования стройности мыслительных процессов необходимо время. Не понимая этого, родитель, сравниваясвоего ребёнка с другими детьми, лишь требует с него результата, который он датьне в силах. «Чтобы снять плоды с яблони осенью, необходимо удобрять и ухаживать за ней определённое количество времени».
Для наиболееэффективного обучения родителямсоветуем:•Систематически посещать занятия (без пропусков и перерывов), что позволяет выработать у детей «привычку и потребность учиться», благодарякоторой, они с лёгкостью получаютзнания на последующих курсах в освоении разныхвидов деятельности.
•Регулярные занятияпозволяют сформировать трудолюбие и терпение, а для этого требуется время.
•Последовательность – освоив курс «Логика - для начинающих обучение детей» с 3 до 6 лет, продолжать обучениена следующих курсах.
•Не предъявлять завышенных требований к ребёнку.
•Не сравниватьуспеваемость ребёнка с другими. Все дети разные.Вызревание в каждом происходит индивидуально. Есть дети, которые «медленно запрягают», но, усвоив материал, его не забывают.
При поэтапном обучении, при регулярном посещении, развитие ребёнкапроисходит гармонично, без рывков и надломов, с удовольствием и с желанием!
В курсе используются:
- логическиеи развивающие игры Б.П. Никитина и Н.А. Зайцева; направленные на развитие речи;
- задания и упражнения на укрепление мелкоймоторики рук;
- игры, направленные на развитие сенсорных способностей;
- изучение букв;
- конструирование;
- закладываются основы для формирования навыков письма;
- специальные упражнения, подготавливающие к чтению и к счету.
Педагогические технологии по раннему обучениюписьму и счётуНиколая Александровича Зайцева
Дидактические задачи по обучениюписьму и счёту решаются с помощью адекватных частнопредметных технологий обучения, целостность которых обеспечивается системностью научногосодержания учебного предмета, а также выполнением в учебно-воспитательном процессе критериев технологичности.
Частнопредметные технологии могут быть как обособленными, самостоятельными, так и встроенными в общеобразовательную программу, иметь общую с ней концептуальную часть.
А.Эйнштейн писал:«Где это только возможно, обучениедолжно стать переживанием».
Зайцев Николай Александрович – педагог-новатор, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых подходахпо обучению грамоте и обеспечивающих высокуюрезультативность.
Комплекс оригинальных методических приёмов,разработанных за 30 лет целенаправленной творческой деятельности Н.А. Зайцева, базируются на исследованиях классиковотечественной науки о человеке –
И.М. Сеченова, И.П. Павлова,А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева и др.
Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребёнка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А. Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребёнка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения,слуха, обоняния, интуиции.
Само по себе абстрактно-логическое, речевое отражение мира представляет только определённую часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего использования именно этих возможностей, по мнению Н.А. Зайцева, приводитне к опережению в развитиицелостной личности, а к замедлению его. Например, Зайцев Н.А. говорит,что «термином нужно заканчивать, а не начинатьобъяснение. Сначала наглядный пример,способ действий, а потом уже название этого действия – термин».
Методика Н.А. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально – адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психического развития.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: частнопредметная.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, моно-технология.
По типу управления: система малых групп + дифференциация+ «репетитор».
По организационным формам: классно-урочная, + дифференцированная + индивидуальная.
По подходу к ребёнку:педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: наглядная, объяснительно – иллюстративная + игровая.
По направлению модернизации: альтернативная + природосообразная, здоровьесберегающая.
По категории обучаемых: все категории.
Целевые ориентации
- Научить ребёнка писать и считатьдо школы.
Концептуальные положения
- Соединениеобучения с пением.
- Использование всех видов памяти: звуковой, слуховой, цветовой, объёмной, моторной, кинестетической.
- Восприятиевсеми органами чувств, максимальная наглядность.
- Не употребляются никакиетермиты.
Охрана здоровья, развитие психических характеристик учащихся
Характерной чертой, отмечается учёными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений, зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик.Занятия проводятся в игровойи соревновательной форме,в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячемположении и связанные с этим школьные стресса. Методическое обеспечение позволяет проводить занятияна воздухе.
Зрение и осанка часто даже улучшаются.
Раннее обучение письму и счёту по методикам Н. Зайцева – надёжнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколькозанятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто естькто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети – «быстрые», так и «медленные», требующие особоговнимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше шансов их выправить.
Особенности содержания и методики
Теоретические и дидактические принципы, способы работы подробно излагаются в методических руководствах к пособиям Н.А. Зайцева, выдержаны в единой идеологии, содержат массу упражнений, игр, приёмов, практического материала, необходимого педагогам.
В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов:
1.От общего к частномуи от частного к общему.
2.От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно– логическому.
3.Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть)с использованием различных каналоввосприятия.
4.Системная подача материала.
5.Алгоритмизация учебныхдействий.
6.Учёт физиологии восприятия учебной информации.
7.Охрана здоровьяучащихся.
Таблицы в методичках к учебному пособию являются примеромнаглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребёнкаформируется точный образ представление, раскрывающий сущность понятия или предмета.Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребёнкоми взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые учебныенавыки.
Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц пособий на стенах учебных помещений (групп, комнатдля занятий). Систематаблиц создаёт информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на неё, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.
Игра-пособие «Орнамент»
«Орнамент» – пособиедля дошкольников.
В комплекте:256 геометрических разноцветных элементов;
таблица;
методическое руководство.
Изготовлено из шестимиллиметровой фанеры.
«Орнамент» познакомит детей с тридцатью геометрическими фигурами. Изображения и названия фигур собраны в таблицу, размещаемую на стене.
Фигуры используются для внутренних и наружных обводок с последующим заштриховыванием или закрашиванием. Из них собираются ритмические цепочки, гирлянды, орнаменты (ковры, паркеты, витражи). Ставя фигуры на ребро, можно выстраивать различныесооружения.
Все фигуры – «перевертыши»: желтого цвета, например, с одной стороныи черного с другой. Половинафигур – рамки, половина – вкладыши.
Учебное пособиеразвивает художественное воображение, чутьё.
«Искусство орнаментасодержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики» – © Герман Вейль,«Симметрия».
Шкатулка содержит 256 фигур 12 цветов и 30 разновидностей. В кaждoй стопке по 16 двуцветных фигурок – 8 рамок и 8 вкладышей, легко переворачивающихся и вставляющихся, со сменой цвета,обратно в рамки.
Треугольники, например, с одной стороны чёрные, с другой розовые. Их можно показатьв четырёх цветовыхвариантах. Рамки и вкладыши могут и друг без друга обходиться, это ещё четыре треугольных разновидности. То же и с другимифигурами.
Показаны возможности стыковки рамок за счет равенствасторон и расстояний между соседними вершинами звезд.
Овал и круг «вписываются» в прямоугольник, высота треугольника равна высоте параллелограмма и трапеции.
Обводки (внутренние и наружные), заштриховывание и закрашиваниеполученных контуров (карандашами, ручкой, кистью) являются эффективными упражнениями для развития точных движений детскойруки, подготовки её к рисованию и письму. Это ещё Марией Монтессори, создательницей первых рамок и вкладышей, было подмечено, и в дальнейшем подтверждалось практикой многихзарубежных и отечественных педагогов
*.
Дошкольники с удовольствием в своих тетрадях или альбомчиках все фигуры обведут,заштрихуют, названия напишут.Лучше им пока с простымкарандашом работать, иметь возможность резинкой неудачные места подтереть, подправить, чтобы всё было красиво в работе. Через некоторое время ребята и закрашивать аккуратно, не вылезаяза контур, научатся.
Названия фигур приводятся в таблице, имеющейся в комплекте. Её лучше разместить на стене.
Обращается вниманиена то, что: фигур 30, а названий 44. У некоторых фигур их два-три: пятиугольник, правильный выпуклый пятиугольник, пентагон.Объясняем, что второе, третье названия – «научные», их тоже полезнознать, в будущем пригодятся при изучении геометрии.
Определения «равносторонний» и «равнобедренная» при словах«треугольник» и «трапеция» предполагают существование других иx разновидностей, а «правильный» (пятиугольник, шестиугольник и др., см. табл.) допускает мысль, что и «неправильные» могут быть.
Подготовку к составлению узоров можно начать с выкладывания рядов ритмически чередующихся фигур («Плоские» композиции с фигурками в один слой), что может привестиребят к «изобретению» бyc, подвесок,гирлянд. Фигуры для этогоскрепляются бечевкой, леской или кусочками мягкой проволоки. Обратите внимание, что во всех вкладышах сделаныотверстия для продевания.
От составления простых узоровпостепенно перейдём к более сложным.Количество комбинаций (необходимый признак всякой игры) при 30 фигурах, каждая из которыхпредставлена в восьми экземплярах и двух цветах,практически бесконечно.
В качестве выразительного средства будем использовать установку фигур на ребро,наложение их друг на друга («Объёмные» композиции). В создании сложных композиций с увлечением участвуют даже взрослые. Бывает, что им для создания паркетов,мозаик, узоров для тканей и двух наборов«Орнамента» не хватает.
Дошкольники по своей инициативе никаких паркетов и мозаик выкладывать не станут. На первых поpax им куда заманчивее башни в 10-15, а то и 20 этажей сооружать. Интерес к составлению узоров, их цветовому решению, симметричному расположению фигур развивается быстрее, если предложить ребятам работатьна шести большихлистах картона или ватмана.
Многолетняя проверкаигры показывает: быстро овладевают названиями, относимыми к геометрической терминологии и традиционно изучаемыми много позднее. Да и как не овладеть? Фигуры видели, в руках держали, обрисовывали, заштриховывали, раскрашивали,названия многократно уточнялии прочитывали, обращаясь к таблицена стене. Уже и в речь, при случае вставляли: «Параллелограмм... Трапеция... Пентаграмма... Оси симметрии…»
Надеемся, что иллюстрации, («Плоские» композиции с фигурками в один слой и «Объёмные» композиции), помогутна первых пopax, зададут некоторые идеи и явятся стимулом для создания собственных, новых композиций.
Укрепление навыков счёта. Совсем не обязательно сообщать детям количество фигурок, содержащихся в шкатулке. Лучше помочь им их пересчитать.
Математическую запись проделываемых действий ведёт наставник. Дети сами этого пока не могут делать:рука, глаза, тело ещё к письмуне приспособились. Но запись,с необходимыми разъяснениями, воспринимают с интересом.
Лучшие произведения – детей, родителей, педагогов нужно фотографировать.
Р.Ѕ.: В конце занятий фигурки укладываются в шкатулку стопкамипо 16 штук (как на рис. 1). При недостачехотя бы одной фигурки объявляется всеобщая тревога и розыск.
Игры и упражнения подробноописаны в методических рекомендациях к пособию.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Учебное пособие Н.А. Зайцева «Пишу красиво»
Актуальность и педагогическая сообразность.
Существующие методикане предлагают способов обучения письму печатными буквами, с которыхи начинает всякий ребёнок, всякий воспитатель и родитель, выводящиймалышу первые слова.
Многолетними исследованиями доктора медицинских наук
В. Ф. Базарного установлено, что безотрывное письмо ведёт к статической перенапряжённости в сидячем положении, чрезмерному склонениюголовы, задержкам дыхания из-за боязни совершитьошибку. После пятнадцати минут современного чистописания ребёнок находится в состоянии, близком к приступу стенокардии. В итоге: нарушения осанки, достигающие 63% у учеников начальной школы, болезни, связанныес гиподинамией, близорукость.
В «Пишу красиво»каждая буква расположена на отдельном листе и разложена на цветные элементы.
Цвет определяет последовательность прописывания. Стрелочки указывают направление исполнения.
Освоив последовательность и направления прописывания элементов, начнём обводить чёрную «собранную» букву.
Алгоритм не сложен, вполне понятен и доступен дaжe трёхлетнему ребёнку. Сначалаобводим мальчиками.
Важно, чтобы рука запомнилавертикали, горизонтали, наклоны,овалы, полуовалы, очерёдность и направления прописывания элементов.
Рука запомнит, если педагогу удастсяорганизовать для неё всё большее количество повторений без ощущений монотонности, физической и психической утомляемости.
Совершенно не важно, с какой буквы или цифры начинать, способдействий одинаков.
Через некотороевремя захочется написатьбуквы на листе бумаги.
Ребята, конечно, знают, что взрослые такими большими, как в пособии,буквами не пишут, поэтому стараются писать маленькими, «взрослыми» буквами.Из большого маленькое сделать – не проблема.
Позже предлагаем ребятамработать в то время, когда читаем им сказки. Обводить можно уже не пальчиком, а палочкой, имитирующей карандашили ручку. Пробуемнаписать букву или цифру на листе бумаги,лежащем рядом.
Размер букв, конечно, не случаен. Хочешь – не хочешь, а глазки будешь держатьподальше. Слушая сказку, участвуя в ней, ребенокпоглядывает на учителя. Этим обеспечивается перевод глаз из плана ближнего в план дальнего зрения и соответствующий, удобный для этого выбор позы для письма: с прямой, не напряжённой спинкой. Традиционные же прописи обрекают ребёнка на длительную работу в плане ближнего зрения, неудобное положение тела.
Не столь и важно, будет ли ребёнок работать сидя, стоя. Ведь нам надо, чтобыего рука необходимые движения запомнила.
Дети пишут карандашом!Японцы, финны и многиедругие пишут карандашами, и ничего.
«А это, – говорят японцы,– чтобы была красивая тетрадь». Вот что главное!Какой ребёнок не мечтал о красивой тетради?
Но многие ли её имели? Чтобы родителям показать, бабушке, порадовать их, похвалы дождаться.
Где-нибудь да ошибёшься! Подтирать нельзя! Вырывать листы нельзя!Когда дети пишуткарандашом, ошибку можно, подтерев, исправить, оставив тетрадькрасивой.
Никаких исправлений ошибок и подчёркиваний красным цветом в тетрадях учеников!Красным цветом можно ставитьтолько пятерки.
Дети, желая получить пятёрку, начинают спрашивать, как исправить. И ждать не нужно. Всё быстро исправляют! Гордятся своими пятёрками и тетрадями!
Такую тетрадь и родителям, и знакомым, и бабушкене стыдно показать. Бабушка и не догадается, что пятёрочки не с первого раза получены. А почему карандашом пишем? Да так велели, чтобы мы столы не марали. Растворяются неприятнейшие конфликтные ситуации: ученик –учитель, ученик-родитель, родитель-учитель. У всех ребят красивые тетради,все доводят их до конца, исправляются все ошибки. Не надо ребятам врать (потерял– украли – не выдали – забыл).
Пособие так устроено:1) страницы 1-29 – печатныеи прописные буквы от А до Я;
2) третья страница обложки – цифры;
3) страницы 30-32 – текст для тренировки в обводках.
Буквы большие, ни зрения, ни осанки даже трёхлетка, их обводя, не испортит. Обвёл десять-двадцать раз обе строчки – попробуй написать букву карандашом на бумаге. Не получается пока? – Не беда, ещё потренируешься. Только потренировавшись на крупных буквах,примемся за расположенные ниже фиолетовые, 17-ти и 9-ти миллиметров высотой.
Сначала шариковойручкой с исписанным стержнем пообводим, потом простым карандашом, стараясь как можно точнее попадатьв линию. Если что-то не так сделал – резиночкойподотри, исправь.
Успех, понятноедело, зависит от количества повторений, обеспечивающих «память» руки. Бабушка вяжет, поглядывая в телевизор. Мама готовит, слушая радио. Пaпa ест и читает газету. Мало-мальски освоившись с пособием, поняв, что нужно делать, дети тоже смогут слушать, к примеру, сказки и одновременно обводить буквы. Монотонности, психофизической утомляемости, особенно в работе с малышами, любыми способами нужно избегать.
Учебное пособие П.А. Зайцева и Г.А. Струве «Читай и пой»
В пособии впервые дан «озвученный» русскийалфавит, причем в нескольких вариантах.
Есть таблички с попевками, которые помогут ребенку
отработать артикуляцию, улучшат фонематический слух.Даны тексты большого количества детских песенок, как русских народных, так и композитора Г.A. Струве.
Пособие выполненов крупных шрифтахи обеспечено аудиодиском.
Кроме произведений с текстами на прилагаемом аудиодиске есть такназываемые «минусовки», с помощью которых дети могут исполнятьлюбимые песни под оркестровый аккомпанемент.
В «Читай и пой» входит алфавит на шесть мелодий, двадцать одна песенка.
Крупная величинабукв, не вызываетнапряжения зрения.
Ребята работаютстоя, больше двигаются: хлопают, топают, пританцовывают.
Стесняющимся своего вокала наставникам, рекомендуется использовать аудиодиск и подпевать под него.
Следует отметить,что иных ребят и в речь, и в чтение только через пение и музыкуможно вывести. Такое даже бывает: 6 лет молчал, потом запел, начал читать и только после этого говорить.
В таблицах цвет букв не случаен:Голубые – Г – Главные, Синие – С – Согласные, Зелёные– 3 – твёрдый и мягкий Знаки.
Алфавитные песенкизнакомят не только с названиями букв, но и с их начертаниями в основных шрифтах,печатных и рукописных, с заглавными и строчными буквами – надо ко всему этому быстрее приглядеться, привыкнуть, научиться узнавать.
Знание правильных названий букв и их алфавитного порядка – атрибут элементарной языковой культуры.Алфавит, выученный песенкой, убережёт от попадания в неприличные положения не только детей,но и вполне приличных с виду взрослых.
Слежение за указкой, скользящей по строчкам, приучаетглаза ребёнка к движениям, необходимым для будущего самостоятельного чтения.
Происходит параллельное знакомство с заглавными и строчными буквами, знаками препинания и связанными с ними интонациями. Работа, сопровождаемая движением, в свободной позе, без напряжения для зрения, раскрепощает и, без призывови окриков, помогает удерживать внимание на учебных задачах.
Эффективное выучивание и осознанное восприятие учебного материала без ощущений монотонности и психофизической утомляемости, осознание материала обеспечивается системным предъявлением учебного материала, выучивание – высокой частотой встречаемости, повторяемости подлежащих заучиванию единиц.«Непоющая школа – непоющийнарод».
О какой гуманизации и гармонизации образования можно говорить, если к Букве и Цифре не приложенаНота?” – Николай Александрович Зайцев.
Способы работы,игры и упражнения подробно описаныв методических рекомендациях к пособию.